История шоссейно - кольцевых гонок на микромотоциклах в классе "до 50 куб.см." в СССР началась в 1962 году, когда гонщики впервые вышли на старт на серийных мопедах, подготовленных для спорта.
Соревнования оказались очень интересными для зрителей и востребованными у молодых спортсменов. Вызвали они интерес и у работников Рижского мотозавода Sarkanā zvaigzne (Красная звезда). В 1963 году завод представил на кольце свой первый гоночный мопед SZ - 1.
Заводской спортсмен А. Ахралович на SZ - 1, 1963 год.
Это событие открывает славную страницу отечественного мотоспорта - историю гоночных мопедов "Рига". Не имея своих мощностей для производства двигателей, Рижский завод использовал на SZ - 1 мотор производства Шяуляйского моторно - велосипедного завода «Vairas» Ш - 50, форсированный и доработанный. Основные узлы ходовой части были использованы от дорожных мопедов Рига - 1.
На соревнованиях 1965 года завод представил новый гоночный микромотоцикл - SZ - 50, модернизированную версию SZ - 1.
Изготовлена оригинальная рама, клипоны, бак, детали обвеса. Мощность двигателя Ш - 50 составляла 6,8 л.с., была достигнута благодаря измененной шатунно - поршневой группе, высокой степени сжатия 12ед., измененным фазам газораспределения, применению карбюратора К - 55 с диаметром диффузора 20мм и тщательному подбору выпускной системы. Так же для лучшего охлаждения было увеличено оребрение цилиндра.
Вес мотоцикла составил 42 кг., максимальная скорость 105 км/ч. Была применена пятиступенчатая коробка перемены передач.
Дальнейшим развитием гоночных мопедов "Рига" стал Р6С, который вышел на гоночные трассы в 1968 году. Спортивные результаты класса 50 куб.см. в 1968 году превзошли прежние на 7 - 8%, что является огромным достижением.
Рижский завод выставил на старт в 1968 году восемь мотоциклов двух моделей - Р7С с дуплексной рамой и 19 дюймовыми колесами и Р6С с хребтовой рамой и 16 дюймовыми колесами. Им противостояли два мопеда Львовского мотозавода ШК - 55. О львовских мопедах никакой информации не сохранилось, нет даже фото. О рижских можно рассказать поподробнее.
Р6С оснащался двигателем СМ - 51 Серпуховского ВНИИмотопром мощностью 7,5 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. Интересно скомпонованы впуск и выпуск - они находятся сзади цилиндра.
Именно ограниченные возможности по выпуску Серпуховских двигателей определяли объемы выпуска гоночных мопедов "Рига". А жаль, ведь конструкция и характеристики их находились на уровне лучших мировых образцов того времени. На гонках в СССР и странах Социалистического лагеря они на равных конкурировали с мопедами Simson GS - 50, на которых выступали, в частности, спортсмены ЦСКА из группы Советских войск в Германии.
Уже в 1969 году вышла новая модель - Р9С.
Изменения коснулись рамы, обвеса и двигателя, масса выросла до 57 кг, скорость до 120 км/ч.
На фото мопед из коллекции Rīgas Motormuzejs. К сожалению, сейчас не экспонируется.
Рига - 9С на трассе.
Рута Смертева.
Дальнейшим развитием модели является Р11С 1970 года, при схожей ходовой и обвесе он имел Серпуховский двигатель СМ - 51К. Мотор имел размерность 40Х39,6 мм, мощность 10 л.с. при 9800 об.мин., сухое сцепление, шестиступенчатую коробку передач. Развивал Р11С максимальную скорость 130 км/ч.
Изменения коснулись так же передних тормозов - они были двойные - двухкулачковые, по одному механизму на сторону. То есть в общем на переднем колесе было два тормозных барабана, четыре кулачка и четыре колодки.
Р11С на трассе.
Р11С был последним мопедом в этой ходовой, в дальнейшем конструкция гоночных мопедов была пересмотрена и это подняло их на новый уровень. В наших следующих публикациях мы расскажем о других моделях Рижского мотозавода Sarkanā zvaigzne. Сам завод в семидесятых вышел в лидеры по производству мопедов в СССР, а на кольце мопедам серии "С" не было равных.