Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 25:"Вихрь" из Эстонии (Vihur)

10

В 1973 году в Таллине было организовано производственное объединение по выпуску спортивной техники ЦК ДОСААФ СССР, Получившее название "Vihur" (в переводе с эстонского "Вихрь"). В задачи предприятия входили доводка гоночных автомобилей, производство гоночной техники собственной конструкции и деталей к ней, а так же производство оборудования для изучения устройства автомобилей и правил дорожного движения в классах автошкол. 

Значение предприятия Vihur для мотоспорта СССР нельзя переоценить. На мотоциклах Vihur выступали лучшие гонщики страны, такие, как Lembit Teesalu, Александр Московка, Анатолий Галанский. Мотоциклы Vihur использовались сборной СССР на международных соревнованиях, завод отвечал за их обслуживание и отправлял своих механиков на каждую гонку.

Анатолий Галанский и его Vihur.

 Сначала завод был расположен в Таллине на улице Kreutzwaldi, потом переехал в здание завода ДОСААФ на Veerenni 54A. У истоков предприятия стоял главный конструктор Juhan Sein, позже его сменил Jüri Randla, который потом стал начальником лаборатории испытаний.

На фото Юри Рандла и Юрий Преображенский.

Помимо доводки советских автомобилей, предприятие выпускало мотоциклы собственной конструкции. Одним из первых таких мотоциклов стал VM - 001 1975 года с двигателем Yamaha TZ - 350. Мотоцикл мог развивать скорость 230 км/ч

.

Считается, что ходовая была создана предприятием Vihur, однако многие детали очень напоминают детали Yamaha. Трудно сказать, имело ли место прямое заимствование, копирование, или детали были действительно оригинальны.  


В любом случае, VM 001 в СССР в те времена был вне конкуренции. ВНИИ Мотопром из Серпухова уже не интересовался шоссейно кольцевыми мотоциклами, а мотозаводы сконцентрировали свое внимание на простых конструкциях для массового спорта, таких, как ИЖ - Ш11, Восход 175 ШК и Минск ММВЗ 3.216. 

Позднее на мотоциклах Vihur появились дисковые тормоза и литые колеса .

Мотоцикл Vihur VM 502U 1976 года.

Дуплексная рама VM 502U была сварена из хромансилевых труб. Колеса отлиты из магниевого сплава, дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Мощность двигателя Yamaha 55 л.с. при 9800 об/мин. База мотоцикла 1300 мм, высота по седлу 640 мм. Размерность шин 3,00Х18 спереди и 3,50Х18 сзади. В 1977 году Лемит Теесалу на VM 502U выиграл Чемпионат СССР, это был восьмой в его карьере титул.

Конструкция мотоциклов Vihur постоянно совершенствовалась и всегда была на уровне лучших мотоциклов Кубка Дружбы. При этом объяснить успех предприятия можно только личными качествами людей, работавших на нем, их фанатичным желанием создавать лучшие гоночные мотоциклы. При этом у предприятия были проблемы со снабжением, доставать материалы и детали приходилось благодаря личным контактам. Деталей было так мало, что испытания техники проводились в процессе тренировок и гонок. Не было своей испытательной трассы, было только пару прямых за городом и старый аэродром.

Работники завода Vihur.

Официально у завода не было своей гоночной команды, но гонщики испытатели Vihur выступали за разные клубы. В ЧМ СССР было четыре основных этапа - Киев (трасса "Чайка"), Тбилисси (Рустави) и этапы в Риге, Таллине, Вильянди. Представители завода Vihur ездили на каждый из них. Перемещалась команда на Икарусе 255 и на арендованном ЗиЛ - 130 с полуприцепом.

Команда завода Vihur. Tiit Ladvaоказавший большую помощь в подготовке статьи, крайний справа. Следующие Jüri Randla младший, Jüri Randla, Lembit Teesalu.

Так же завод выпускал мотоциклы VM - 203 с двигателем собственного производства объемом 125 куб.см. Двухтактный двигатель с водяным охлаждением развивал 25 л.с. при12700 об./мин. Мотоцикл имел шестиступенчатую коробку передач и развивал скорость 170 км/ч.

Vihur VM - 203.

Помимо двигателей Yamaha, Vihur в середине семидесятых использовал так же двигатели CZ.

Vihur с двигателем CZ 250.

В 1978 году ФИМ СССР принял решение прекратить соревнования в классе 350 А и производство Vihur с двигателями 350 куб.см было так же прекращено.  Так как советская промышленность не выпускала пригодных для использования в гоночных условиях двигателей, было решено использовать импортные и сконцентрировать усилия на изготовлении и совершенствовании ходовой части. Главным конструктором завода Юри Рандла в сотрудничестве с Калле Карпу были разработаны мотоциклы с двигателями Yamaha 250 куб.см и Rotax 125 куб.см. 

Vihur Junior с двигателем Rotax 125 куб.см.

И Vihur с двигателем Yamaha 250.

Совершенствовать мотоциклы конструкторам помогали гонщики Мати Рейнуп, Юри Раудсик, Юрий Преображенский, Михаил Трубицин, Тыну Маро. 

Юри Раудсик. на Vihur - Rotax.

Юри Рандла младший и Vihur Rotax.

Vihur на трассе, Lembit Teesalu, 80е годы, Рига.

Так же предприятие работало над мотоциклами с колясками, в частности, VM 607 разработанный Юри Рандла. Известно, что две рамы для мотоциклов с колясками были переданы в Серпуховский ВНИИ Мотопром в обмен на двигатели для них.

Vihur с коляской.

Нельзя не упомянуть об одной крайне необычной конструкции, созданной заводом в 1980 году.

Было выпущено два таких мотоцикла. Один с Серпуховским двигателем 500 куб.см., Другой с двигателем Кавасаки 750 куб.см. 

Можно упомянуть еще один след, который оставил завод Vihur в нашей гоночной культуре. Завод официально не дорабатывал ИЖи и Мински, но считалось престижным устанавливать на свои мотоциклы детали от Vihur. Такие детали назывались "эстонскими" и сразу все понимали, о чем речь.

ИЖ Ш 12 в "эстонском" обвесе. Виден другой бак , обтекатель и хвост, переднее крыло.

ИЖ 6.217, построенный Jaanus Kaska вместе со своим сыном. Так же использованы "эстонские" комплектующие.

В 1985 году появились новые мотоциклы с алюминиевой рамой, использовались двигатели CZ и Rotax. Многие узлы ходовой части уже использовали зарубежные. СССР шел к развалу и технологическое отставание во всех отраслях было очевидным. Достойно выглядеть даже на Кубке Соцстран можно было только применяя импортные комплектующие. Этим мотоциклам было суждено стать лебединой песней одного из наших лучших заводов по выпуску гоночной техники.

Последние Vihur.

Двигатель Rotax, золотниковый впуск, выхлоп сзади цилиндра.

Конечно, это не все, что можно вспомнить о легендарном предприятии Vihur. Надеюсь, что информация будет пополняться. Сейчас мотоциклы Vihur - это главные экспонаты музеев и частных коллекций. Можно встретить их и на ретро гонках, выставках, фестивалях, появление такого яркого мотоцикла всегда вызывает большой интерес. Иногда появляются они и в продаже, но ценятся настолько высоко, что частным коллекционерам они вряд ли по карману.

Найти Vihur даже в таком состоянии - большая удача.

Vihur CZ из объявления о продаже.

Vihur Rotax 1982 года из музея MOMU Mootorispordi Muuseum Turba, Harjumaa, Estonia.

Легендарный Lembit Teesalu и его Vihur Rotax. 

Сейчас мотоцикл вместе с формой и наградами передан в музей УГМК в Верхней Пышме.

Vihur на любительских гонках в Чехии, 2010 год.

Историческое фото Vihur.

На трассе  Tarmo Tempel/Eerik Kuusk, 1980 год.

Они и этот же мотоцикл  наши дни.

Vihur Rotax на любительских гонках в Риге, 2017 год.

 

 

Vihur CZ там же.

 

Поздний Vihur Rotax на ретро шоу.

ИЖ - Ш 12 с эстонским обвесом в наши дни. На заднем плане аналогичный ММВЗ - 3.216.

При подготовке публикации были использованы материалы и помощь Tony Laan и Tiit Ladva.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

10
Написал
oleg_poduzov 28 февраля 2019 в 11:54

Комментарии0
Комментариев пока нет :(
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: