Новинкой 1971 года на гоночных трассах стал мопед Рига - 15С. Без преувеличения можно сказать, что это был настоящий прорыв в Советском мотоспорте. Ходовая 15С была настолько удачной, что продержалась в гонках почти двадцать лет, послужила основой для последующих моделей, достойно представлявших нашу страну в международных соревнованиях.
Ходовая мопеда была разработана и изготовлена на заводе Sarkanā zvaigzne, двигатель применен Серпуховский, ВНИИ Мотопром, ШК - 50, почти "квадратной" размерности 40Х39,6 мм, развивавший 13,5 л.с. Крутящий момент через сухое сцепление передавался на шестиступенчатую коробку передач. Применен золотниковый впуск.
Внешний вид Рига - 15С.
На мопеды, которые использовались в международных соревнованиях, устанавливались масляные насосы, на остальных 15С смазка осуществлялась через бензомасляную смесь.
Двигатель для GP с раздельной системой смазки.
На Ригах - 15С наши гонщики Эдуард Борисенко и Александр Смертин в 1972 году выступили на этапе ЧМ в ГДР и заняли седьмое и одиннадцатое место соответственно.
Эдуард Борисенко, 1972 год, Sachsenring GP.
Приведем данные по ходовой Рига - 15С. Эти цифры будут верны и для всех последующих моделей гоночных мопедов Рига, вплоть до 21С. Размеры: длина — 1848 мм; ширина (по рулю) — 450 мм; высота (по обтекателю) — 885 мм; база — 1280 мм; угол наклона передней вилки — 26°; максимальный угол крена влево и вправо — 50°; лобовая площадь — 0,286 м2; размер шин: переднего колеса — 2,00—18, заднего колеса — 2,25—18.
Рига - 15С на трассе.
Разработчики и испытатели, в центре Рута и Александр Смертевы.
За время производства 15С в ее конструкцию вносились изменения. Например, появились четырехколодочные, четырехкулачковые передние тормоза открытого типа.
Открытый передний двойной тормоз - образец инженерного искусства.
Рига - 15С с модернизированным передним тормозом.
Всего было выпущено около 20 мопедов Рига - 15С.
Следующей моделью стала Рига - 17С 1976 года. Основное отличие - двигатель с водяным охлаждением. Помпы в конструкции не было, система охлаждения построена на так называемом термосифонном принципе.
Классический вид Риги - 17С, термосифонная система охлаждения.
Мощность двигателя возросла до 16,5 л.с. при 15000 об/мин. Теперь давайте представим себе двигатель с литровой мощностью 330 л.с. и это в 1976 году! Потрясающее достижение, на уровне лучших мировых образцов. Степень сжатия 13 ед., топливо — смесь бензина АИ-98 и масла (25 : 1); система зажигания — электронная бесконтактная.
Алюминиевый цилиндр, в него запрессована чугунная гильза. Проводились эксперименты с алюминиевым цилиндром, покрытым никасилем. На алюминиевом поршне одно плоское стальное кольцо. Шатунные подшипники игольчатые, в верхней головке насыпной или с алюминиевым сепаратором, нижний со стальным сепаратором. Трансмиссия: сцепление — сухое, многодисковое; передняя передача — цепная (3,47); коробка передач — шестиступенчатая (передаточные числа соответственно: I — 2,220; II — Г,650; III — 1,367; IV — 1,200; V—1,095; VI—1,045); задняя передача — цепная, передаточное число — 2,467, или 2,533, или 2,600, или 2,667, или 2,733.
Рига - 17С.
Хвост, бак, обтекатель, выполнены из пластмассы. Сухая масса составила 62,3 кг. Максимальная скорость — 153 км/ч; тормозной путь со скорости 60 км/ч — 14 м. со 100 км/ч — 48 м; запас топлива — 8 л. Экипажная часть: рама — трубчатая, хребтовая; передняя вилка — телескопическая, с гидравлическим амортизатором; задняя вилка — рычажная, из стальных труб прямоугольного сечения; тормоза — барабанные.
Следующая модель - Рига - 19С 1978 года. Нет точных данных, в чем ее отличие от 17С, можно лишь предположить, что модернизирована система охлаждения, в конструкцию введен водяной насос, приводимый в действие электродвигателем.
Двигатель рига - 19С. Видны масляный и водяной насосы.
Раздетая Рига - 19С. Передний тормоз закрытого типа, непонятно, как он здесь оказался. Еще раз оговорюсь,что разделение на 17С и 19С условное, так как точно неизвестно, в чем особенности и отличия этих моделей.
Рига серии С на Рижской трассе, гонщик Edvins Labeckis.
Рига С летит по трассе в глубоком наклоне. Надо быть отчаянным человеком, чтобы ездить под 150 км/ч на таком маленьком и легком мопеде.
Рута и Александр Смертевы.
Конечно, гоночная техника интенсивно модернизировалась как самим заводом, так и гонщиками в рамках существовавших правил. На старых фотографиях можно видеть мопеды с Шауляйскими моторами -
Рига серии С, двигатель V - 501М.
Еще один такой мопед, видна головка двигателя Vairas. Мопеды с такими двухскоростными моторами использовались в юниорских соревнованиях. Конечно, всем желающим таких мопедов не хватало, были и другие варианты ,например, самодельные конструкции.
Пример такой самодельной конструкции, использованы детали от дорожных мопедов.
Рама типа "featherbed" сделана для мотора V - 501, оцените красоту конструкции и качество изготовления. А ведь это самодельный мопед, созданный энтузиастами.
Удивительный факт, но ходовая Рига - 15С так же использовалась и в классе 125 куб.см.
Мотоцикл с экипажной частью Рига - 15С и двигателем 125 куб.см.
Причем это был не первый такой мотоцикл. Сохранилось фото, на котором в ходовую Риги - 11С установлен двигатель 125 куб.см. неизвестного происхождения - самодельный или Серпуховский. Выступал на нем Эдуард Борисенко.
Мотоцикл с двигателем воздушного охлаждения 125 куб.см. в ходовой Рига - 15С.
В 1983 году в журнале "За рулем" начальник конструкторского бюро спортивных мотоциклов завода Саркана Звайгзне" В. Клейнберг анонсировал выпуск новой модели Рига - 21С. Внешне его можно отличить от предыдущей модели по литым колесам. Колеса из магниевого сплава отливались в Ленинграде, после чего обрабатывались на предприятии Vihur в Таллине и в готовом виде поступили в Ригу.
Рига - 21С. Судя по фото, женщины от такого мопеда были в восторге.
Мощность двигателя довели до 18 л.с./ 13.2 кВт.
Рига - 21С.
Последним гоночным мотоциклом Sarkanā zvaigzne стал Рига- 23С. Была сделано три таких мотоцикла, один со стальной рамой и два с алюминиевыми.
Рига 23С с алюминиевой рамой...
...и со стальной.
Двигатель Рига - 23С.
Рига - 23С, за рулем Raimonds Aizstrauts, 1984 год.
Ainārs Karro и Raimonds Aizstrauts, 1987год.
Мощность 125 кубового двигателя Рига - 23С составила 41 л.с. при 14500 об./мин. Спортивные достижения Рига 23С - четыре чемпионских титула СССР с 1983 по 1986 год и серебро 1987 года. Противостоять на Чемпионате СССР приходилось нашим лучшим гоночным мотоциклам - Вихур с моторами Ротакс. На международных соревнованиях в борьбе с иномарками лучшее достижение - четвертое место по итогам 1987 года. Автор этих достижений - один из лучших гонщиков СССР из Риги Raimonds Aizstrauts.
Напоследок, как обычно, давайте посмотрим, какие из этих мопедов дожили до наших дней.
Рига 17С ценителя и коллекционера советской гоночной техники Martijn Stehouwer из Нидерландов. В отличной форме, до сих пор участвует в гонках.
Рига - 17С из Нидерландов, в данный момент продается на Ebay.
Рига - 15С из Японии. Каким ветром ее туда занесло, неизвестно.
Рига - 17С из коллекции MOMU Mootorispordi Muuseum из Риги.
Александр Смертев и Рига - 15С.
Kaspars Brigzne и его Рига - 15С на любительских гонках в Риге.
Еще один мопед Kaspars Brigzne - Рига - 21С.
Рига - 23С Raimonds Aizstrauts. Редкий кадр - на нем можно видеть оба 23С с алюминиевой рамой. Кстати, к гоночному сезону 2019 года Raimonds планирует восстановить свой мотоцикл и принять участие в гонках, спустя тридцать лет.
https://www.youtube.com/watch?v=VP1KY1mBlDs&t=19s
Оживший Рига 23С.
На этом все об этих замечательных гоночных мопедах. О грустной судьбе завода Sarkanā zvaigzne всем и так хорошо известно, об этом упоминать не будем.
В подготовке материала принимали участие Raimonds Aizstrauts, Kaspars Brigzne, Tony Laan, спасибо им.
Открытый передний тормоз - огонь. Интересно, как он на воду реагировал.
Добрый день! Очень интересная статья! Спасибо большое! Подскажите, пжл, есть ли какая-то актуальная информация про конструктора Александра Смертьева? В статье использованы его фото, может про него есть еще больше информации? Заранее спасибо!
YUGATTA, не знаю, к сожалению. Вроде он жив ещё...