В 1977 году на смену хорошо зарекомендовавшему себя ИЖ - Ш 11 Ижевским мотозаводом подготовлен новый мотоцикл под индексом Ш 12. Модернизация коснулась всех узлов и агрегатов, мотоцикл стал мощнее и быстрее, хотя и несколько прибавил в весе.
Фотография из журнала За рулем 1981 года.
1977 год, фотография из архива Ижмаш.
Инженер завода В. Максимов в публикации журнала За рулем в августовском номере 1981 года так обозначил концепцию спортивного направления работы завода - "серийное производство спортивной техники на базе серийных моделей". ИЖ - Ш 12 вполне соответствовал этой концепции. Конечно, такой подход обусловил скромные технические характеристики, однако дал возможность снизить цену и обеспечить более - менее массовое производство, в год получалось изготавливать по 50 - 60 штук. В клубы ДОСААФ ИЖ - Ш 12 поставлялся по цене 1700 рублей, из массовых спортивных мотоциклов СССР он был самым дорогим, к примеру, за Восход - ШК 4 завод им. Дегтярева в Коврове получал 700 рублей за штуку.
Двигатель мотоцикла использовал основные детали от ИЖ - Юпитер 3, однако мощность увеличена почти на 30 % за счет повышенной до 12 - 13 единиц степени сжатия, двух карбюраторов вместо одного, измененной продувки и резонаторов специальной формы. Глушителей и воздушных фильтров завод не предусмотрел. Для коробки передач производитель изготавливал два комплекта шестерен для лучшего соответствия конкретным трассам. Так же мотоцикл комплектовался тремя разными задними звездами главной передачи. Передняя вилка и задние амортизаторы использованы от ИЖ - ПС, однако с уменьшенным ходом. Специальные гоночные шины были рассчитаны на скорости до 200 км/ч.
ИЖ - Ш 12 на трассе в Риге, Pauls Zuicens, 1978 год.
ИЖ - Ш 12 продержался в производстве девять лет, за это время в его конструкцию вносились изменения. Можно выделить ранние и поздние Ш 12. Визуально ранний мотоцикл можно определить по баку большого объема, на поздних мотоциклах он был уменьшен. На ранних Ш 12 применялись двигатели Ш 11, кулачковая система зажигания, работавшая от аккумулятора, "на разряд". Позднее появилась безбатарейная бесконтактная система зажигания с двумя датчиками Холла. Так же появился гидравлический рулевой демпфер вместо фрикционного.
Классический вид раннего ИЖ - Ш 12.
Использовался ИЖ - Ш 12 в классе 350Б. Выступали на них спортсмены классом не ниже "Кандидатов в мастера спорта". Есть мнение, что доработанный ИЖ - Ш 12 мог достигать скорости 200 км/ч.
Двадцатикратный чемпион СССР, России и СНГ, легенда отечественного мотоспорта А. Г. Московка и его ИЖ - Ш 12. Ходят слухи, что для Московки Ижевский мотозавод к каждому сезону готовил новый мотоцикл. Сам Александр Григорьевич эту легенду пока не опроверг и не подтвердил.
Какие это были доработки? По правилам тех лет дорабатывать разрешалось немногое. Распространенным решением была замена цепной моторной передачи на зубчатую. КПД шестерен выше, повышались так же ресурс и надежность, можно было изменить передаточное отношение от коленвала к КПП. В коробку перемены передач вместо бронзовых втулок устанавливались игольчатые подшипники. Тормоза ИЖ - Ш 12 не отличались эффективностью и имели большое усилие на рычагах. Поэтому на рабочей поверхности кулачков ставили ролики, которые воздействовали на колодки. Ролики снижали потери на трение кулачков о колодки, тормозить становилось легче. В тормозных барабанах и опорных дисках сверлились отверстия для лучшего охлаждения и снижения веса. Вообще сверление отверстий для облегчения во всем, что не влияет на прочность конструкции, - это модный тренд тех лет. Были и более затейливые варианты тюнинга - например, установка вертолетных пирометров в выпускные патрубки. Эти устройства позволяли контролировать температуру выпускных газов. Так можно было понять, насколько эффективно работают цилиндры и в нужный момент сбросить газ, чтобы не запороть двигатель в гонке, если температура становилась слишком высокой.
Справа от тахометра - вертолетные указатели температуры выхлопных газов.
Зажигание старались поменять на импортное. Ограничения не касались внешнего вида, поэтому облицовки и обтекатели гонщики меняли на свой вкус. Красили свои мотоциклы гонщики в меру своих возможностей и способностей, на исторических фото тех лет попадаются настоящие шедевры дизайна.
ИЖ - Ш 12 на гонках в Тбилиси, 1979 год. Бак и хвост Эстонской фирмы "Вихур", обтекатель от Минск ММВЗ - 3.216, переднее крыло так же не оригинальное.
ИЖ - Ш 12 в так называемом "эстонском" обвесе.
Еще один такой мотоцикл.
Выпускался ИЖ - Ш 12 до 1985 года, потом он был модернизирован и стал называться ИЖ - 6.217, к тому времени мотоцикл безнадежно устарел. Благодаря большому количеству произведенных Ш 12, сохранилось их сравнительно много.
Гонщик Paul Kukk и его ИЖ - Ш12. Paul стал Чемпионом СССР в 1973 году. Мотоцикл имеет полностью аутентичный вид - "эстонский" обвес, отверстия в барабанах, рычагах и реактивных тягах. Прекрасный пример настоящего боевого мотоцикла 70х - 80х.
Еще встречаются и предложения о продаже Ш 12 - это фото из объявления, мотоцикл продавался в Нидерландах.
На ИЖ - Ш 12 участвуют и в любительских ретро - гонках. Благодаря использованию деталей от дорожных ИЖей найти их не проблема и мотоцикл можно использовать на всю катушку. Правда, в России таких гонок пока не проводится.
В музеях и частных коллекциях ИЖ - Ш 12 так же желанный и ценный экспонат.
Мотоцикл из музея Авто мото старины из г. Владивостока.
ИЖ - Ш 12 из музея УГМК в Верхней Пышме.
В частных коллекциях так же есть некоторое количество этих мотоциклов.
ИЖ Ш 12 Martijn Stehouwer из Нидерландов.
Мотоцикл Edgars Baigais из Риги.
Ш 12 Krisjanis Galins.
Ш 12 1978 из Свердловской области.
Реплика ИЖ - Ш 12 Михаила Немцова из Тулы.
Еще один Ш 12 Михаила, оригинальный.
Еще один Ш 12, сделанный Edgars Baigais на заказ.
Можно предположить, что где то в гаражах еще остаются заброшенные и забытые гоночные ИЖи, надеюсь, мы их еще увидим. На этом пока все, о других наших спортивных мотоциклах - в наших следующих публикациях.
Олег, спасибо за интересный рассказ! Как всегда увлекательно, особенно было интересно узнать про вертолетные датчики температуры выхлопа.
Fedotov, да, в СССР было все. На гоночные Волги ставили вертолетные диски из магниевого сплава. Так же эти диски стояли на БРДМ, но в свободной продаже их, конечно, не было, как их доставали - загадка.