Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 29: Мотоциклы с коляской 80х.

10

Рассказ о шоссейно - кольцевых колясках 80х мы начнем с продукции Киевского Мото Завода. Гонщики на Днепрах достойно выступали на внутрисоюзных и международных соревнованиях и неоднократно становились чемпионами СССР.

Последний мотоцикл КМЗ с четырехтактным мотором. Несмотря на такие новшества, как дисковые гидравлические тормоза и продвинутую ходовую часть, с таким двигателем уже невозможно было противостоять двухтактным мотоциклам. 

В 1977 году появляется Днепр - СШ 500.

Днепр на международной гонке борется за лидерство с колясочником Сузуки, судя по компоновке, из страны с левосторонним движением.

Создание Днепр - СШ 500.

Подробная статья об этом мотоцикле опубликована в журнале "За рулем", предлагаю прочесть  ее заинтересованным. 


Хоть в статье и отрицается заимствование мотора ГЛМ - 4, выпускавшегося для гоночных катеров, на мотоцикле применен именно этот двигатель, приспособленный для мотоспорта. Сам гоночный "Ветерок" ГЛМ - 4 развивал 100 л.с., до 80 л.с. мощность уменьшили, по всей видимости, для более широкой характеристики крутящего момента. 

Как бы то ни было, мотоцикл получился очень удачным и успешным для того времени.

Экипаж Серопов - Игнатьев на гонках в Brno, 1979 год.

По некоторым данным, Днепр СШ - 500 сохранился и находится на Украине, но актуальных фото или видео нет.

Днепр СШ - 500 имел несколько поколений, по более поздним его версиям нет технических данных, только фотографии. 

Более поздний вариант CШ - 500.

Мотоцикл, так же произведенный на КМЗ. По некоторым данным, имел индекс "Днепр СШ - 7". Если это так, то мощность двигателя он имел 95 л.с. и развивал 250 км/ч.

Чем же ответил Ирбитский завод на успех Киевлян? К сожалению, направление шоссейно - кольцевых гонок не интересовало уральцев. В журнале "За рулем" упоминается мотоцикл "Стрела - 3", но никаких данных по нему не сохранилось. Единственный известный мотоцикл, который сделали в Серпухове по заказу Ирбита - "Урал - 219". Неизвестно, каких результатов на нем удалось добиться, сам мотоцикл сейчас находится в Ирбитском мото музее, но не экспонируется.

"Урал - 219". Двигатель Серпуховский  двухцилиндровый, двухтактный водяного охлаждения. Соответственно, выступали на этом мотоцикле в классе "до 500 куб.см".

Заметную роль в соревнованиях 80х играл ВНИИ Мотопром из Серпухова. Их колясочники "ВНИИ - 7.202" и "ВНИИ - 7.222" не раз поднимались на призовые места, а двух- и трех- цилиндровые двигатели использовались гонщиками страны как в самодельных, так и в заводских конструкциях.

"ВНИИ - 7.202" появился в  1982 году, он пришел на смену очень успешному "ВНИИ - 575", о котором мы уже писали. 

Позже обтекатель, доставшийся в наследство от "ВНИИ - 575", поменяли на другой, имевший более современную форму. 

"ВНИИ - 7.202" на трассе, за рулем А. Мельников А., в коляске В. Седов.

Сухая масса "ВНИИ - 7.202" - 170 кг, максимальная скорость 200 км/ч, запас топлива - 30л. Трехцилиндровый, двухтактный двигатель с золотниковым впуском объемом 436 куб.см. развивал мощность 90 л.с. при 9000 об/мин. Электронное бесконтактное зажигание, коробка передач - шестиступенчатая.

Мотоцикл "ВНИИ - 7.222".

Ходовая часть мотоцикла разработана совместно с предприятием "Вихур" из Эстонии. Он был тяжелее (185 кг) и быстрее (220км/ч), чем 7.202.

Само предприятие "Вихур" не осталось в стороне от гонок на мотоциклах с колясками. Используя моторы ВНИИ, Ямаха, Кавасаки и спарки ЧЗ, гонщики на мотоциклах "Вихур" создавали реальную конкуренцию большим заводам.

Мотоцикл "Вихур" с сдвоенным двигателем "ЧЗ"

Вихур с двигателем"Ямаха" на трассе.

Достойно выступали гонщики на мотоциклах предприятия "ТЕРАС" из Таллина.

"ТЕРАС" на трассе, Каунас, 1986 год.

Гонки восьмидесятых - первый "Вихур", за ним "Днепр", за ним "Сузуки".

Нельзя не упомянуть мотоциклы с коляской, которые создавали энтузиасты в мастерских при заводах и предприятиях. Конечно, использовать двигатели "ВНИИ" любители - одиночки не могли, их не хватало и топ - гонщикам. Самый распространенный вариант - это спарка "ЧЗ", 500 и 750 куб.см. Удивительно, но гонщики на самодельных мотоциклах навязывали борьбу профессиональным гонщикам заводских команд, сильнейших клубов ЦСКА и "Kalev".

А.Сибирцев - П.Сосновских, Чемпионы СССР 1978 года.

Мотоцикл класса "750 куб.см".

Zucēns  Lapiņš, класс 750 куб.см., 1984 год.

Процесс создания самодельного гоночного мотоцикла.


Самодельный мотоцикл на трассе, за рулем Gunārs Johansons.

Lembit Kumm на трассе.

В свои 68 лет Lembit Kumm - старейший действующий гонщик Эстонии.

Когда Советский Союз закончил свое существование, не стало и Чемпионата СССР по шоссейно - кольцевым мотогонкам. Многие мотоциклы были утрачены, но некоторые остались и представляют собой большой интерес для любителей и специалистов. Правда. чтобы пересчитать оставшиеся колясочники СССР, необязательно даже уметь считать до ста.

"ВНИИ - 7.202" есть в коллекции Московского Политехнического Музея, на прошлой "Мотозиме" наши друзья Т. Вершинина и А.Воронцов сделали хорошие фото. 


"Вихур - ЧЗ" и гонщики в музее MOMU Mootorispordi Muuseum.

"Вихур - Кавасаки 750" там же.

"ТЕРАС - ЧЗ 500", MOMU Mootorispordi Muuseum.

 

"ТЕРАС - ЧЗ 500" из частной коллекции.

"Вихур - ЧЗ" на любительских ретро - гонках.

На этом у нас все, если среди читателей есть свидетели и участники тех гонок, дополните этот рассказ в комментариях.

 

 

   

  

 

 

 

 

 

 

10
Написал oleg_poduzov 27 июля 2019 в 11:41
  • 153
Рассказать
Комментарии0
Комментариев пока нет :(
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии