Полноприводный мотоцикл редкий гость на городских улицах, хотя цены на такую технику начинаются едва ли не от ста тысяч рублей, а внедорожный потенциал, обеспечивающийся дополнительным приводом на переднее колесо, в теории должен затыкать за пояс любые традицонные, заднеприводные эндуро. Мы решили подробно изучить этот вопрос и испытать самый настоящий полноприводный мотоцикл – «Архар» от мастерской Vilar Pro.
Компания, изначально специализировавшаяся на изготовлении мотоциклетных дуг, кронштейнов и других металлоконструкций, уже несколько лет занимается производством полноприводников. И пусть о крупносерийном изготовлении говорить пока нельзя, заказы на «Архары» поступают стабильно. В числе заказчиков как любители покуражиться на оффроудных слетах, так и профессионалы, ищущие недорогую альтернативу квадроциклу или мотособаке.
Полноприводный «Архар» – не гаражная самоделка, а настоящая мелкосерийная машина, полностью разработанная в России
«Архар» не сертифицирован ни как квадроцикл ни как мотоцикл, поэтому ездить по дорогам общего пользования на нём нельзя, зато документы о том, что полноприводник является спортивным инвентарем, избавляют владельца от целого ряда проблем: номера, страховка, техосмотр, водительские права, всё это его не касается и недавнее решение Верховного суда тому подтверждение.
Кататься на «Архаре» по ДОПам нельзя, но аппарат для этого и не предназначен
Впрочем, кататься на нём по городу, скорее всего, не захочется – отсутствие коробки передач не позволяет мотоциклу набирать скорость, безопасную для движения в потоке. «Архар» имеет всего одну прямую передачу, крутящий момент на которую приходит через «мокрое» (погруженное в масляную ванну) центробежное сцепление. Все приводы реализованы через цепи, которых в мотоцикле аж четыре: одна передает момент с мотора на ось, которая, в свою очередь, отдает мощность на цепь привода заднего колеса и цепь, идущую к рулевой колонке, откуда через ВАЗовский ШРУС, момент передается на цепь привода переднего колеса.
Трансмиссия мотоцикла: приводные цепи, ШРУС, ведущие, ведомые и промежуточные звезды и это всё нужно обслуживать!
Звучит сложно? Выглядит тоже, но полноприводная трансмиссия и не может быть простой! Зато все остальные системы мотоцикла до неприличия аскетичны: пространственная рама, сваренная из стальных труб, всего один дисковый тормоз, расположенный на трансмиссии и замедляющий два колеса одновременно, полное отсутствие индикации и освещения – нет даже контрольных ламп и счетчика моточасов. Впрочем, по желанию заказчика, фару установить всё же можно, да и электроники в тестовом мотоцикле не так уж и мало.
Тормозной диск всего один, расположен он на трансмиссии, благодаря чему замедляются оба колеса одновременно
Дело в том, что вдобавок к базовой карбюраторной версии за 120 000 рублей, в линейке «Архаров» есть и топовое инжекторное исполнение за 160 000, которое нам и дали на тест.
Двухсоткубовый четырёхтактный мотор, оснащённый, в дополнение к ручному, ещё и электростартером, примитивным уж точно назвать нельзя! Здесь и электрический бензонасос, куча датчиков, реле, аккумулятор, словом все, что необходимо в двадцать первом веке. А вот органы управления, напротив – нарочито аскетичные: ручка газа и лапка тормоза, а значит ломаться в такой схеме в общем-то нечему.
Органов управления у «Архара» всего два – рычаг тормоза и рукоятка газа
Лично мне инжектор нравится куда больше, тем более, что за день, проведённый в болотах и ручьях, ничего, кроме соскочившей с катушки зажигания клеммы, с электроникой не случилось, но и людей, выбирающих карбюраторы прекрасно понимаю. Просто потому, что меньшее количество деталей в условиях жёсткого оффроуда априори доставит меньше проблем, да и шансов починиться посреди леса, у владельца «карбюратора» всяко больше, чем у электронных денди.
Инжекторный моторчик довольно тяговит на «верхах», но без коробки передач потенциал аппарата раскрывается не полностью
А больше в «Архаре» ломаться и нечему – всё устроено просто и сермяжно, именно таким и должен быть настоящий «проходимец». Нет даже подвесок! Отчасти их функцию выполняют дутые квадроциклетные покрышки, но на засохшей грязи мотоцикл запросто может вытрясти душу. И если про корму можно забыть просто привстав на удобнейших широких платформах подножек, то ударов в руль избежать невозможно.
Отсутствие подвесок – жирный минус для езды по твердым поверхностям
Спасает скорость, вернее её отсутствие: спидометра у мотоцикла нет, но по ощущениям, «максималка» составляет километров 20-25 в час, не больше. И это – на «быстрых» ведущих звездах, для жёсткого бездорожья передаточное отношение ещё сильнее укорачивают, из-за чего максимальная скорость становится меньше, зато мотоцикл бодрее берёт подъёмы.
На этих внушительных подножках в рыбацких сапогах будет также удобно, как в кроссовых мотоботах
Мне же передаточного отношения недоставало ни на прямиках, где хотелось ехать быстрее, ни в пампасах, где для взятия крутых подъёмов нужно было разгоняться – иначе мотор просто не мог прокрутить колеса, приходилось откатываться назад.
Пухлые шины частично гасят удары, но и с ними держаться за мотоцикл ногами нужно крепко
Катится аппарат с заглушенным мотором тоже чрезвычайно трудно – прокрутить четыре цепи задача не из лёгких, так что не завидую я тем «победителям по жизни», кому всё же удастся «встать» вдали от дома. Да, сломать его трудно так же, как и утопить – забор воздуха расположен под баком, да и гидроударов одноцилиндровый мотор боится меньше, чем какой бы то ни было ещё, но случаи, как говорилось старом анекдоте, бывают разные.
По воде «Архар» едет даже лучше, чем по сухому — в мягкой грязи мотоцикл чуть меньше трясёт...
Разные случаи бывают и в пути: не важно, катаетесь вы на питбайке, эндуро или дорожнике, вы наверняка сталкивались с песком, где заднее колесо закапывается, а мотоцикл приходится выталкивать. Или с подъёмами, в которые не въехать без посторонней помощи, с коварными бродами, в которых так и стремиться завязнуть переднее колесо, как не оттягивайся назад, или с поваленными деревьями и сучьями, через которые мотоцикл можно лишь перетащить. Так вот, всего этого для «Архара» просто не существует.
Кажется, что для этого байка нет непреодолимых препятствий – скорее «сломается» сам райдер
Можно долго говорить о недостатках, тяготах и лишениях полного привода, но переднее колесо, которое загребает так же бодро, как и заднее – нечто невообразимое. Я специально искал самые неприятные и сложные места, где точно бы не пролез эндуро, но так и не смог засадить полноприводник. Всё, что нужно – немного помочь ногами или, в крайнем случае, слезть с мотоцикла и слегка его подтолкнуть, ровно до той секунды, пока дутые зубастые колеса не зацепятся хоть за что-то и не выплюнут девяностокилограммовый мотоцикл вперёд.
Эдакий мотоцикл Мюндхаузена – из болота вытаскивает себя сам, нужно только ему не мешать
Иными словами, отправившись в лес с друзьями эндуристами владелец «Архара» будет долго их догонять, зато случись найти реальный оффроуд, можно будет весело накатывать круги вокруг копающих глину и перетаскивающих мотоциклы через деревья товарищей, отыгрываясь за все насмешки.
Помните притчу, про черепаху и зайца? Это оно! Мотоцикл едет медленно, но верно.
В любом случае, «Архар» нельзя считать полноценной альтернативой классическому заднеприводному мотоциклу. Да, в определенных ситуациях с ним не сравнится никто, и если вы любите передвигаться именно по непроходимым местам, увлекаетесь охотой или рыбалкой, то это разумный выбор, но для лайтового оффроуда потенциал полноприводника можно назвать излишним, а на обычной дороге его обгонит даже 50-кубовый пит-байк.
Несмотря на конструктивные нюансы, аудитория у мотоцикла определённо есть, да и равнодушным он никого не оставит
Ну и, разумеется, в полной мере описать езду на полноприводном мото текстом нельзя, поэтому мы сняли обзорное видео и, надеюсь, оно поможет проникнуться этим чудом мысли сумрачного гения!
Видеообзор мотовездехода Архар:
Другие фотографии полноприводного мотоцикла Архар:
Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter или Google+, чтобы не пропускать самые интересные материалы и обзоры мототехники!
Благодарим компанию Vilar Pro за предоставленный на тест мотоцикл
Аккредитация и организация тест-драйвов – Денис Соколов | dns@omoimot.ru | +7 (999) 851-49-71
Фото — Александр Батыру