2x2: полноприводный мотоцикл «Архар»

6

Полноприводный мотоцикл редкий гость на городских улицах, хотя цены на такую технику начинаются едва ли не от ста тысяч рублей, а внедорожный потенциал, обеспечивающийся дополнительным приводом на переднее колесо, в теории должен затыкать за пояс любые традицонные, заднеприводные эндуро. Мы решили подробно изучить этот вопрос и испытать самый настоящий полноприводный мотоцикл – «Архар» от мастерской Vilar Pro.


Компания, изначально специализировавшаяся на изготовлении мотоциклетных дуг, кронштейнов и других металлоконструкций, уже несколько лет занимается производством полноприводников. И пусть о крупносерийном изготовлении говорить пока нельзя, заказы на «Архары» поступают стабильно. В числе заказчиков как любители покуражиться на оффроудных слетах, так и профессионалы, ищущие недорогую альтернативу квадроциклу или мотособаке.

 

«Архар» – не какая-то самоделка, а настоящая серийная машина, полностью разработанная в России
Полноприводный «Архар» – не гаражная самоделка, а настоящая мелкосерийная машина, полностью разработанная в России


«Архар» не сертифицирован ни как квадроцикл ни как мотоцикл, поэтому ездить по дорогам общего пользования на нём нельзя, зато документы о том, что полноприводник является спортивным инвентарем, избавляют владельца от целого ряда проблем: номера, страховка, техосмотр, водительские права, всё это его не касается и недавнее решение Верховного суда тому подтверждение.
 

Кататься на «Архаре» по ДОПам нельзя, но аппарат для этого и не предназначен
Кататься на «Архаре» по ДОПам нельзя, но аппарат для этого и не предназначен

 

Впрочем, кататься на нём по городу, скорее всего, не захочется – отсутствие коробки передач не позволяет мотоциклу набирать скорость, безопасную для движения в потоке. «Архар» имеет всего одну прямую передачу, крутящий момент на которую приходит через «мокрое» (погруженное в масляную ванну) центробежное сцепление. Все приводы реализованы через цепи, которых в мотоцикле аж четыре: одна передает момент с мотора на ось, которая, в свою очередь, отдает мощность на цепь привода заднего колеса и цепь, идущую к рулевой колонке, откуда через ВАЗовский ШРУС, момент передается на цепь привода переднего колеса.

 

Трансмиссия мотоцикла: приводные цепи, ШРУС, ведущие, ведомые и промежуточные звезды и это всё нужно обслуживать!
Трансмиссия мотоцикла: приводные цепи, ШРУС, ведущие, ведомые и промежуточные звезды и это всё нужно обслуживать!

 

Звучит сложно? Выглядит тоже, но полноприводная трансмиссия и не может быть простой! Зато все остальные системы мотоцикла до неприличия аскетичны: пространственная рама, сваренная из стальных труб, всего один дисковый тормоз, расположенный на трансмиссии и замедляющий два колеса одновременно, полное отсутствие индикации и освещения – нет даже контрольных ламп и счетчика моточасов. Впрочем, по желанию заказчика, фару установить всё же можно, да и электроники в тестовом мотоцикле не так уж и мало.
 

Тормозной диск всего один, расположен он на трансмиссии, благодаря чему замедляются оба колеса одновременно
Тормозной диск всего один, расположен он на трансмиссии, благодаря чему замедляются оба колеса одновременно

 

Дело в том, что вдобавок к базовой карбюраторной версии за 120 000 рублей, в линейке «Архаров» есть и топовое инжекторное исполнение за 160 000, которое нам и дали на тест.

Двухсоткубовый четырёхтактный мотор, оснащённый, в дополнение к ручному, ещё и электростартером, примитивным уж точно назвать нельзя! Здесь и электрический бензонасос, куча датчиков, реле, аккумулятор, словом все, что необходимо в двадцать первом веке. А вот органы управления, напротив – нарочито аскетичные: ручка газа и лапка тормоза, а значит ломаться в такой схеме в общем-то нечему.


Органа управления у «Архара» всего два – рычаг тормоза и рукоятка газа
Органов управления у «Архара» всего два – рычаг тормоза и рукоятка газа

 

Лично мне инжектор нравится куда больше, тем более, что за день, проведённый в болотах и ручьях, ничего, кроме соскочившей с катушки зажигания клеммы, с электроникой не случилось, но и людей, выбирающих карбюраторы прекрасно понимаю. Просто потому, что меньшее количество деталей в условиях жёсткого оффроуда априори доставит меньше проблем, да и шансов починиться посреди леса, у владельца «карбюратора» всяко больше, чем у электронных денди.

 

Инжекторный моторчик довольно тяговит на «верхах», но без коробки передач огромная часть потенциала аппарата недоступна
Инжекторный моторчик довольно тяговит на «верхах», но без коробки передач потенциал аппарата раскрывается не полностью


А больше в «Архаре» ломаться и нечему – всё устроено просто и сермяжно, именно таким и должен быть настоящий «проходимец». Нет даже подвесок! Отчасти их функцию выполняют дутые квадроциклетные покрышки, но на засохшей грязи мотоцикл запросто может вытрясти душу. И если про корму можно забыть просто привстав на удобнейших широких платформах подножек, то ударов в руль избежать невозможно.
 

Отсутствие подвесок – жирный минус для езды по твердым поверхностям
Отсутствие подвесок – жирный минус для езды по твердым поверхностям

 

Спасает скорость, вернее её отсутствие: спидометра у мотоцикла нет, но по ощущениям, «максималка» составляет километров 20-25 в час, не больше. И это – на «быстрых» ведущих звездах, для жёсткого бездорожья передаточное отношение ещё сильнее укорачивают, из-за чего максимальная скорость становится меньше, зато мотоцикл бодрее берёт подъёмы.


На таких подножках  в рыбацких сапогах будет также удобно, как в кроссовых мотоботах
На этих внушительных подножках в рыбацких сапогах будет также удобно, как в кроссовых мотоботах

 

Мне же передаточного отношения недоставало ни на прямиках, где хотелось ехать быстрее, ни в пампасах, где для взятия крутых подъёмов нужно было разгоняться – иначе мотор просто не мог прокрутить колеса, приходилось откатываться назад.

 

Пухлые шины частично гасят удары, но и с ними держаться за мотоцикл ногами нужно крепко
Пухлые шины частично гасят удары, но и с ними держаться за мотоцикл ногами нужно крепко

 

Катится аппарат с заглушенным мотором тоже чрезвычайно трудно – прокрутить четыре цепи задача не из лёгких, так что не завидую я тем «победителям по жизни», кому всё же удастся «встать» вдали от дома. Да, сломать его трудно так же, как и утопить – забор воздуха расположен под баком, да и гидроударов одноцилиндровый мотор боится меньше, чем какой бы то ни было ещё, но случаи, как говорилось старом анекдоте, бывают разные.


По воде «Архар» едет даже лучше, чем по сухому — в грязи мотоцикл чуть меньше трясёт...
По воде «Архар» едет даже лучше, чем по сухому — в мягкой грязи мотоцикл чуть меньше трясёт...


Разные случаи бывают и в пути: не важно, катаетесь вы на питбайке, эндуро или дорожнике, вы наверняка сталкивались с песком, где заднее колесо закапывается, а мотоцикл приходится выталкивать. Или с подъёмами, в которые не въехать без посторонней помощи, с коварными бродами, в которых так и стремиться завязнуть переднее колесо, как не оттягивайся назад, или с поваленными деревьями и сучьями, через которые мотоцикл можно лишь перетащить. Так вот, всего этого для «Архара» просто не существует.


Кажется, для этого байка нет непреодолимых препятствий – скорее «сломается» райдер
Кажется, что для этого байка нет непреодолимых препятствий – скорее «сломается» сам райдер


Можно долго говорить о недостатках, тяготах и лишениях полного привода, но переднее колесо, которое загребает так же бодро, как и заднее – нечто невообразимое. Я специально искал самые неприятные и сложные места, где точно бы не пролез эндуро, но так и не смог засадить полноприводник. Всё, что нужно – немного помочь ногами или, в крайнем случае, слезть с мотоцикла и слегка его подтолкнуть, ровно до той секунды, пока дутые зубастые колеса не зацепятся хоть за что-то и не выплюнут девяностокилограммовый мотоцикл вперёд.


На любом другом двухколёсном аппарате сюда бы я не полез ни за какие коврижки
Эдакий мотоцикл Мюндхаузена – из болота вытаскивает себя сам, нужно только ему не мешать


Иными словами, отправившись в лес с друзьями эндуристами владелец «Архара» будет долго их догонять, зато случись найти реальный оффроуд, можно будет весело накатывать круги вокруг копающих глину и перетаскивающих мотоциклы через деревья товарищей, отыгрываясь за все насмешки.


Помните притчу, про черепаху и зайца? Это оно! Мотоцикл едет медленно, но верно.
Помните притчу, про черепаху и зайца? Это оно! Мотоцикл едет медленно, но верно.


В любом случае, «Архар» нельзя считать полноценной альтернативой классическому заднеприводному мотоциклу. Да, в определенных ситуациях с ним не сравнится никто, и если вы любите передвигаться именно по непроходимым местам, увлекаетесь охотой или рыбалкой, то это разумный выбор, но для лайтового оффроуда потенциал полноприводника можно назвать излишним, а на обычной дороге его обгонит даже 50-кубовый пит-байк.
 

Аудитория у мотоцикла определённо есть, да и равнодушным он никого не оставит!
Несмотря на конструктивные нюансы, аудитория у мотоцикла определённо есть, да и равнодушным он никого не оставит


Ну и, разумеется, в полной мере описать езду на полноприводном мото текстом нельзя, поэтому мы сняли обзорное видео и, надеюсь, оно поможет проникнуться этим чудом мысли сумрачного гения!


Видеообзор мотовездехода Архар:



Другие фотографии полноприводного мотоцикла Архар:


Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter или Google+, чтобы не пропускать самые интересные материалы и обзоры мототехники!

 



Благодарим компанию Vilar Pro за предоставленный на тест мотоцикл

Аккредитация и организация тест-драйвов – Денис Соколов  |  dns@omoimot.ru  |  +7 (999) 851-49-71
Фото — Александр Батыру

6
Написал 18 июня 2017 в 22:40
Рассказать
Комментарии0
Комментариев пока нет :(
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии