...или «Медные трубы, вода и огонь».
15 дней, из них 14 ездовых
9500 по карте, включая 1600км на Iron Butt
3 страны, 4 границы
Kawasaki ER-6n, битый, крашеный, и одна непутевая путешественница.
Ориентиры маршрута: Москва, Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Павлодар, Караганда, Балхаш, Алмата, Бишкек, Шымкент, Кызылорда, Актобе, Оренбург, Самара, Пенза, Рязань, Москва.
Это было уже не первое мое путешествие в одиночку, и для себя я нашла подходящий способ борьбы с хандрой и моментами душевной слабости – вести дорожный он-лайн ежедневник, позволяющий заодно отслеживать мой маршрут всем сочувствующим. В итоге самыми сложными и запоминающимися из двух недель оказались 3 дня, из них и будет эта компиляция. Для себя уже после завершения поездки я их обозначила по категории испытаний: «Медные трубы, день 1» - тот самый Iron Butt (ну как тут не доехать, все же смотрят!!), «Вода, день 5» - это когда я умчала в Караганду, потому что дорогу на Астану смыло, и «Огонь, день 12» - эта глава также носит название «Как увидеть скорпиона под Байконуром. Пошаговая инструкция».
Итаааак,
Медные трубы, день 1.
Москва – и не доезжая около 200км до Екатеринбурга.
Over 1600км, iron butt.
Девиз – «Я думаю, за сегодняшний день мне полагается один выходной в аду.»
Это правда было нелегко, то есть НАМНОГО сложнее, чем я ожидала. Не в первую очередь – из-за моего кривого тайминга выезда, который я просрочила на 2-3 часа (казалось, что именно их мне не хватало всю оставшуюся поездку, чтобы доезжать засветло и не мертвой); и в первую очередь – из-за, мать их, родных российских дорог. К слову, за Екатеринбургом дороги стали ну прямо на порядок приличнее, так что это не страна проклята, а локальная аномалия.
Это фото - про нормальные дороги "потом". Еще с багажником, ах... )))
Дороги идут в описании дня одним пунктом, с классификацией и предположительной историей, если в двух словах – хуже дорог на этом отрезке пути были только дороги на северо-востоке Казахстана. Основная проблема – везде есть какая-то подстава, и везде едешь вцепившись в мот. Это не просто выматывает, это несет смерть суставам и мышцам. Ну, чтобы совсем не драматизировать – были участки нормальной, были участки очень хорошей дороги. Которые неизменно довольно быстро сменялись адом и дьявольщиной. Но что поделать, «на улице, чай, не Франция!»
Дорожная улица, Омутнинский район
Ко всему этому прибавился дождь с градом, пробки в населенных пунктах и темное время суток, которое совместно с ремонтом дорог дало такую гремучую смесь, что перед завершающим этапом маршрута первого дня я остановилась на заправке чтобы успокоиться, перестать трястись, выпить чаю и закинуться обезболивающим, ибо руки и плечи уже ощущались не совсем своими, а на правой руке образовались пузыри мозолей в числе двух штук. Еще раз свериться по гугл-картам, понять, что не хватает каких-то …цати километров до того самого Iron Butt, сжать зубы и ручку газа, и поехать дальше, чтобы уже сделать это и «никогда не пытаться повторить вновь» (ха-ха). В общей сложности получилось 22 часа практически без перерывов, что оказалось где-то близко к границе моих моральных и физических сил. Ну и новый вариант ночевки – когда на очередной заправке гугл наконец показал «что-то больше 1600», а улыбчивый охранник сказал, что «до ближайшего мотеля около 20км», я поняла, что больше в этот день никуда не поеду. Я просто осталась ночевать на той самой АЗС, благо была большая и приличная, в стиле американского дайнера, на диванчиках которого я и заснула.
Конечная точка Iron butt, уже утро, булочка, кофе и описание прошедшего дня )
Дальше было немного спокойнее, без гонки за километражем, ибо «в топку все эти достижения, мотопутешествие должно приносить, с*ка, радость!» Ведь гораздо приятнее и спокойнее, когда можешь больше времени посвятить обозреванию окрестностей и чуть медленнее пить кофе. ) К тому же мне посчастливилось встретить других мото-путешественников – и самым неожиданным попутчиком оказался Крис, пенсионер из Новой Зеландии, встреченный где-то на отрезке Омск-Новосибирск. Да-да, даже новозеландские пенсионеры занимаются мототуризмом, так-то!
И немного бесконечных дорог по пути в Казахстан
Вода, день 5.
Павлодар – Караганда (хотя планировалась Астана).
Около 450 км – зато какие!
Интересные погодные условия.
Больше хардкора, друзья, есть кое-что похуже просто плохой дороги – это плохая дорога в ливень. Сначала все шло неплохо, даже не так сильно пугали глиняные объездные участки, хотя и приятного было мало. А потом пошел дождь, потом ливень, стемнело от туч, началась гроза, и вообще беда и стихийный конец света. Заливало так, что пришлось приоткрывать визор, чтобы хоть что-нибудь было видно на дороге, к тому же надо было помнить, что в любой луже может оказаться вход в Нарнию (т.к. это уже территория Казахстана – тут дорожные ямы берут размером). Я парочку случайно все-таки проверила – но там, к счастью, не оказалось.
Это было самое-самое начало, тут еще все хорошо... )
Когда оставалось около 250км до Астаны, дорога была перегорожена, и к подъезжавшим подходил казахский гаец в плащ-палатке, ибо ливень, и объяснял, что «дорогу на Астану смыло, объезд». Смыло, мать ее, дорогу. Объезд был в сторону Караганды, и было принято решение сразу туда и поехать. А дождь не прекращался, в какой-то момент уже начала продумывать текст телефонного звонка в духе « я где-то в степях Казахстана, тут адский ливень, дальше ехать не могу, пока помощь не нужна, жду чуда, перезвони через час». Но не пригодилось. Плохое тоже не может длиться вечно, и ливень начал потихоньку стихать, оставляя после себя мокрую дорогу и разъезжающуюся глину. Наконец, дождь совсем прекратился, а я нашла очередную заправку с 95 бензином. Помните эпизод в «Убить Билла», где Ума Турман заходит в бар сразу после того, как выбралась из гроба? «Пожалуйста, можно мне стакан воды?» Думаю, я была точь-в-точь, мокрая насквозь, грязная как черт и с бешеными глазами. В организм были вкинуты антисанитарная сосиска в тесте, шоколадка и горячий кофе, а потом еще кофе и еще шоколадка. Боевой дух и здоровье, а также градус температуры тела (еще и замерзла тогда до кучи) повысились, и мне наконец удалось доехать до Караганды - и теперь селфи на фоне названия города носит ремарку одного из моих друзей «ответ на один из главных вопросов – done».
Ответ на один из главных вопросов
Из Караганды мой путь лежал в Алматы, и здесь обязательно нужно рассказать об удивительной отзывчивости байкеров Казахстана – сначала мне помогли довезти отваливающийся багажник до населенного пункта, а начиная с моего заезда в Бишкек (денек в Киргизии, самый трешный город на маршруте по уровню вождения в городе, Москва даже не рядом) вообще взяли под курацию, передавая мои «позывные» в города на пути моего следования, и в итоге по всему югу Казахстана в населенных пунктах меня встречали, показывали город и всячески помогали советом и делом, и это правда было очень круто! Ну а впереди был еще один тревожный отрезок пути – 1000км по пустыне.
Киргизский байкер-бар - кто тут еще не видел все? ))
Добрый казахский самаритянин-байкер ))
Красоты на отрезке Тараз - Шымкент
...и некоторые затрудняющие движение факторы.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави - не пытайтесь покинуть Туркестан!
Кызылорда, еще один из гостеприимных городов на маршруте.
Огонь, день 12.
Кызылорда – Актобе
1000км по пустыне с приключениями (и с 400км без заправок).
Как увидеть скорпиона под Байконуром. Пошаговая инструкция.
Участок необычный по многим параметрам, например, совсем привычными стали верблюды, дорога – на удивление хороша, жара на скорости почти не чувствовалась, хотя ощущение «бегом через духовку» все-таки было. Правда есть участки, где совсем нет жизни – ни заправок, ни магазинов, и это само по себе тяготит, тем более, что один из них был длиной 400км.
Он не боится, ему вообще пофиг.
На Дикий Запад тоже потянет
На самом деле, не вся пустыня - это прям пустыня )
К счастью, те самые байкеры Казахстана меня неоднократно об этом предупредили, и в путь я отправилась с 5-литровой канистрой и 5-литровой баклахой бензина, чего мне как раз хватило.
Ну а теперь – обещанная инструкция по поиску скорпиона, почти дословно, как было!
Шаг 1. Отвага. От Кызылорды до Жосалы (это немного не доезжая Байконура) идут две дороги, так уж вышло, что я поехала по той, что восточнее. В принципе дорога нормальная, но в какой-то момент мне стали попадаться указатели о находящемся впереди тупике. Впрочем, рядом висел очень старый знак-указатель на Актобе с подписями на казахском и - внезапно – «Bon voyage». Ну и Яндекс-карты тоже уверенно вели прямо. В итоге выяснилось, что асфальт заканчивается не доезжая метров 20-30 до основной дороги, и естественно, многих это уже не остановило и между асфальтовым аппендиксом и дорогой в песке была разбита колея (мне примерно по колено глубиной) и пара более-менее удобных песчаных дорожек. Вот здесь отвага очень важна – потому что надо радостно прыгнуть на самую дерзкую, с резким спуском и последующим резким поворотом, не удержаться на песке и завалиться поперек колеи. Справедливости ради – сама овца, отъехала бы метров на 5 назад, спустилась бы нормально.
"Прилег отдохнуть", говорили они..
После этого начинается основное веселье – степь/пустыня, жара (ну, кстати, повезло, было всего около 30*С), заваленный поперек колеи мот. Не с первого раза, не за один заход, с криком Чубакки , но все таки удалось поднять мой мот-дорожник и даже поставить его на подножку. В голове даже созрел план, как можно на слабеньком газу его вытащить на среднюю часть колеи и по ней отъехать. И здесь пора переходить ко второму шагу.
Шаг 2. Слабоумие. И вот, начинаю я реализовывать план – а мот не заводится. Лампочками на меня мигает, а на зажигание не реагирует. Модификация ситуации – степь/пустыня, жара, мот хреново стоит поперек колеи и не заводится. Пытаюсь звонить – связи почти нет, но на каком-то попутном ветре удается дозвониться до крестного отца моего мота, Миши Танкиста (его команда восстанавливали Леонида – так зовут мой мот - из небытия). Успеваю сказать примерно следующее: «Миш, доброе утро, извини, что так рано – я просто в степях Казахстана мот уронила, подняла его, а он не заводится, что…» - и тут связь снова пропадает, полностью. Примерно в это время мимо проезжает на раздолбанном в хлам урале местный парняга, сокрушается, что «был бы это урал – тогда да, а так хрен разберешь», рассказывает, как сам только что упал несколько минут назад, и вообще что у него урал без тормозов, потому что он колодки скрутил. За сим туземец был угощен водой и отпущен восвояси. От безысходности разгружаю мот, достаю из-под сиденья скромные инструменты и начинаю откручивать-закручивать доступные гайки-болты, не выявляя, естественно, причины незавода. Также от безысходности начинаю пробовать разные симки (казахстанская и РФ) на разных мобильниках (полуразбитый 4 айфон и флай за 500р), и наконец начинают пробиваться смс от Миши, наша переписка примерно следующего содержания:
М: Проверь нейтраль, ща посмотрю, что может быть с датчиком падения.
(далее еще простыня текста от Миши, где найти датчик падения и как он должен выглядеть)
Я: Б@ть, нейтраль.
(в моем моте есть эта примочка для тупеньких – при выставленной подножке мот глохнет/не заводится на всем, кроме нейтральной передачи, ну и естественно, падала я не на нейтральной, а после об этом не подумала).
М: (еще две простыни, что могло сломаться, как это чинить, часть пунктов с пометкой «сама не пытайся делать»)
Я: Я идиотка, Миш, прости.
М: (Миша отметил благоприятный вариант развития событий и пожелал удачи).
Итак, мот таки завелся. Радости не было предела, тем более, что вода к тому моменту закончилась, и пора было искать цивилизацию. Раскрутив его на среднюю часть колеи, начала потихоньку выезжать, еще пару раз завалившись в песок. Самый обидный, но справедливый раз был, когда падая, села точно в лютую пустынную колючку, которая пробила мотоштаны и впилась в филей. И воооот, когда я в очередной раз выкорячивалась из песка, Я УВИДЕЛА СКОРПИОНА. Ну, на самом деле, не всего скорпиона, а только хвост, перебегающий между кустов. Но способ верняк, говорю вам. На этом инструкция «как увидеть скорпиона» заканчивается, а мне еще предстояло запрыгнуть на трассу и перетащить к моту весь шмот, но с этой частью уже проблем не возникло.
Дозаправка в воздухе. Хотя конечно, не понравилось мне так бензин возить ))
Из-за этих плясок святого Витта в песке как раз 1,5-2 часов не хватило, чтобы попасть в Актобе засветло, поэтому доезжала в темноте 150км с черепашьей скоростью по горячо любимому мной снятому полосами асфальту. Доезжала по пыли с открытым визором, с глазами полными песка, камней и мошкары, и когда посмотрела на себя в зеркало – наконец поняла, почему на мое спокойное «очень плохо» по поводу некоторых особенностей гостиничного сервиса хозяйка бодро метнулась все исправлять. Глаза краснющие, со слоем песка в качестве обводки, на лице черное пятно по форме дырки в подшлемнике, вместо косички уже одна огромная дредина… Короче, «Пожалуйста, можно мне стакан воды» - дубль два. И да, в этот раз руки тоже занемели так, что не с первого раза получилось снять снарягу и принять наименее болезненное положение для сна.
Ну и все, дальше было спокойно, был Оренбург (каждый раз въезжая в Россию, первое, о чем я думаю – ну, если что, эвакуатор будет стоить дешевле), Самара, Пенза, Рязань и Москва.
Ничего не могу с собой поделать - в РФ всегда въезжаю с мыслью "ну, если что - эвакуатор дешевле обойдется"
В Москву не смотря на дождь и общую усталость въезжала с каким-то спокойствием удава и мыслью «Москва – это мой город». Проехала через Васильевский спуск ради фото на конец маршрута, и, чуть не улетев на скользком люке и не встретившись разок с коробкой, наконец доехала до финальной парковочной площадки около дома, «жив, цел, орел».
И пошла дописывать финальную часть мотодневника. А потом в душ. А потом в кино. А в конце сезона покрасила наконец мотоцикл. И Iron Butt мне дали. Пока все. Как-то так. )
И да - если что, еще больше слабоумия и отваги, а также просто больше пространственных описаний местности, личностей и событий, история про отвалившийся багажник, про киргизский байкер-клуб "Перцы", и про то, как я приняла черепаху за конский навоз - все было в контакте в режиме реального времени )
Наташ, несмотря на то, что я читал этот отчёт Vk, ещё раз прочёл с удовольствием :)
Путешествие просто эпичное!! Респект!)
В одну, в Казахстан! Мощно!
Слабоумие и отвага! Надо медаль такую сделать и выдавать каждому за такие приключения. Классно.
Прожил в Алма-ате 4 года и могу подтвердить, что в основной массе люди там отзывчивее и добрее, особенно старшее поколение.
Повествование немного скомкано, но читается легко. Особенно понравилось про колючку и "мотопутешествие должно приносить, с*ка, радость!" :)
Чтобы не забивались плечи, нужно в сложных ситуациях не в руль вцепляться, а коленями бак плотнее обхватывать. Речь о езде по дороге, конечно же. В мокрой глине или песке на дорожной резине это вряд ли поможет. Там помогает снять ОДНУ ногу с подножки, так легче ловить баланс.
snt, ага, но тут дело не только в этом. На 4 точках контакта с байком баланс при юзе ловить проще, чем на 5.
Cyrix, твоя правда