Впечатления от BMW Riding Experience, сравнение с курсами АМК ФСО

8

Примечание: BMW Driving Experience и BMW Riding Experience — два ответвления одной и той же школы водительского мастерства. Традиционно BMW в автомобильном контексте использует слово "drive" (например, тест-драйв), а в мотоциклетном — "ride" (например, тест-райд).

О себе: четвёртый сезон, 20 000 км пробега, KTM 390 Duke 2017 года, одно серьёзное ДТП в прошлом году (месяц в больнице), одно мелкое ДТП без последствий и пара падений за все 4 сезона.

Два года назад я писал о том, как проходил контраварийные курсы в Автомотоклубе ФСО России (я их проходил дважды). В этом году, посмотрев ролик знакомого мотоблогера про эндуро-курсы от мотоциклетного подразделения BMW, решил попробовать и эту мотошколу, их контраварийные курсы. Здесь стоит отметить, что мотоциклетные дорожные курсы BMW — единственные, где ты учишься на своей технике. На всех остальных курсах школы водительского мастерства BMW ты учишься на технике дилера — это гуси на эндуро курсах, и новенькие автомобили BMW на всех автомобильных курсах.

Контраварийные курсы вообще я бы разделил на групповые и индивидуальные. Групповые курсы длятся один-два дня, вы занимаетесь в группе с другими учениками, несколько инструкторов, большой полигон, каждое занятие идёт по несколько часов, программа занятий общая для всех. К таким относятся BMW Riding Experience, АМК ФСО и Игора Драйв. На курсы Игоры в этом году я уже не успел попасть, это в планах на следующий сезон, так что буду сравнивать школу BMW именно с АМК ФСО. Если вы знаете ещё аналогичные школы в Москве/Питере — напишите в комментах. 

На индивидуальных курсах ты наоборот, занимаешься один-на-один с тренером, чаще всего по индивидуальной программе, занятия длятся по час-два, а общий срок обучения — от двух недель до месяца и более. Из этой категории я был на занятиях у Александра Рябикина из PRT Moto — тоже горячо рекомендую.

Итак, BMW. Курсы также делятся на Базовую программу и Основную программу. Основная программа — это база + расширенная часть. Но чтобы попасть на основную программу, у тебя должен быть стаж по категории А от 3-х лет. Я проходил именно основную программу.

Программа практически всех групповых курсов делится на три основных этапа:

1) медленное маневрирование, отработка баланса;

2) экстренное торможение, торможение с объездом внезапно возникшего препятствия;

3) скоростное маневрирование, контрруление.

Так было на курсах в АМК ФСО, аналогично было и в BMW. Значит ли это, что достаточно выбрать одну из мотошкол, потому что «в других всё то же самое»? Нет, не значит. Потому что сами упражнения для отработки описанных навыков — разные, у каждой школы свои. Интересно, что программу курсов, сами упражнения в школе BMW утверждают «наверху» и программа едина для всех подразделений BMW Driving Experience / BMW Riding Experience. Т.е. приехав в Германию и записавшись на аналогичные курсы, вы увидите те же самые упражнения, что и в Москве.

Дорога до полигона

Первым «испытанием» стала дорога до полигона. Находится он в Сорочанах, это 50 км от МКАД на север по Дмитровскому шоссе. А учитывая, что я живу на юге Москвы, вставать пришлось в 6 утра (на месте надо быть к 8:45 для заполнения всех документов). Примерно в 10 минутах езды от полигона есть две АЗС (Газпромнефть в сторону Москвы и какой-то ноунейм в сторону полигона), но если вы обсохнете прямо во время занятий — школа вас дозаправит на месте.

Обучение

Приехав на место, подписываем договор на обучение, а также вносим данные для оформления медицинской страховки от Ингосстраха. В здании школы безлимитные приветственные чай-кофе, печеньки, бутерброды, вода. В группе нас было 6 человек, двое инструкторов, общение на площадке без раций, без гарнитур. В АМК ФСО группа была примерно человек 10-12 и 4-5 инструкторов, каждому ученику выдавался «жилет» с номером и радиосвязь, общение с инструкторами на площадке через радиосвязь.

Не знаю, всегда ли это так, но наша группа в BMW занималась на площадке одновременно с автомобильными курсами, поэтому под мотоциклистов был выделен отдельный кусок на полигоне (примерно треть). В АМК ФСО тоже есть и автомобильные, и мотоциклетные контраварийные курсы. Но их никогда не совмещают, т.е. весь полигон отдавался мотоциклистам. При этом площадка АМК ФСО такая же по ширине, но почти в три раза длиннее (и это без учёта того, что мотоциклистам в BMW выделена только часть площадки).

Асфальт на площадке АМК ФСО идеальный, сравнимый с покрытием гоночных треков. На площадке BMW — более «жизненный», «городской» — старый асфальт, местами трещины (чувствуются на некоторых упражнениях).

Сначала минут 30-40 проходим теорию в классе, затем едем на площадку отрабатывать навыки. Мне отдельно понравилось, что в BMW говорят не «правильно делать вот так», «надо делать вот так», а используют аккуратные формулировки «мы в BMW советуем делать так», «мы считаем что лучше действовать в такой ситуации вот так». Пройдя несколько мотошкол, разных тренеров, я знаю, что есть разные подходы к разным вопросам и ситуациям (например, посадка на мотоцикле, методика экстренного торможения), у каждого свои доводы и объяснения в пользу своей методики. Поэтому когда школа это понимает и не говорит что «правильно делать только так, как говорим мы, остальные просто не понимают что несут чушь» — для меня это плюс, говорит о профессионализме.

Несколько часов занимаемся на площадке (всё это время рядом свистят резиной новые BMW — это группа учеников с курса дрифта тренируется), начинаем с разминки, потом упражнения по медленному маневрированию, потом упражнения по экстренному торможению.

(на заднем плане видны автомобили учеников курса дрифта)
(на заднем плане видны автомобили учеников курса дрифта)

Потом группой едем на мотоциклах в ресторан на обед. Который был полноценный и шикарный, мало где так обильно кормят: салат, первое, второе блюдо, десерт, напитки.

После обеда возвращаемся группой на площадку, переходим к упражнениям по скоростному маневрированию, контррулению, торможению в повороте. И так до вечера. Вечером возвращаемся в класс, разбираем всё пройденное, задаём вопросы и получаем подарочные наборы (сертификат, наклейки, рамка под маленькие номера). Начали мы в 9 утра, а закончили примерно в 19 часов.

Как я и указал выше, аналогичные вопросы контраварийного вождения рассматриваются и на занятиях в АМК ФСО, но через другие упражнения.

Сравнение

В чём BMW и АМК ФСО равны, так это в клиентском сервисе. Оперативность ответов, контактность, вежливость, приветливость, отношение к ученикам на площадке со стороны инструкторов и прочего персонала, обеспечение отдыха (кофе-брейков, перерывов, обедов) — у обоих мотошкол на высоте. Разве что у BMW обед шикарнее.

Полигон. Как и отметил выше, тут преимущество за АМК ФСО — на их полигоне есть где разгуляться.

Оснащение. Тут снова выигрывает АМК ФСО. Начиная с общения с учениками через радиосвязь, заканчивая специальным тренажёрным оборудованием: тренажёр с трамвайными рельсами, имитация колодца, оборудование для замера скорости на упражнении с экстренным объездом препятствия, бассейн с водой. Замер скорости кардинально не влияет на упражнение, но добавляет ощущения современности и технологичности обучения. Бассейн с водой вообще не является отдельным упражнением (поскольку построен для автомобильных курсов), на нём разве что психологический страх можно преодолевать, зато это весело — на скорости влетать в толщу воды и поднимать фонтаны (видео есть в моём рассказе про курсы АМК ФСО). А вот трамвайные рельсы и имитация колодца — действительно полезные тренажёры и упражнения, которых нет у BMW. 

Стоимость. Обе школы примерно равны по стоимости — основной дорожный курс у BMW стоит 17 000 ₽, у АМК ФСО — 18 000 — 20 000 ₽ в зависимости от дней недели.

Длительность обучения. Весь курс в BMW занимает один день, в АМК ФСО — два дня. Если считать в учебных часах, то программы примерно равны: 8 часов у BMW и 10 часов у ФСО. Просто в BMW мы занимались до позднего вечера, а в АМК ФСО занимались до послеобеденного времени и не поздним вечером уезжали домой. Тут я бы отдал голос в пользу, опять же, АМК ФСО, потому что ты можешь спокойно обмозговать и потренировать сам после занятий первую часть, а на следующий день перейти ко второй.

Доступность обучения. Тут у обеих школ всё, мягко говоря, плохо. В том плане, что ты в течении сезона не можешь просто зайти на их сайт и записаться в следующую доступную группу. Места в группах очень быстро раскупаются, при этом они формируются не сразу календарным списком на весь сезон, а поочерёдно, поэтапно. Т.е. объявили группу, набрали, дождались её обучения, обучение закончилось — только после этого открывается запись на следующую группу. Поэтому, что у BMW Riding Experience, что у АМК ФСО постоянно приходится мониторить ситуацию, мониторить новости, следить за формированием групп и успевать их ловить. Например, участие в группе, которая проходила обучение 6 сентября, я купил аж в начале августа.

Значит ли это, что курсы в BMW хуже и менее эффективны? Нет, ни в коем случае. Это примерно как спросить: как лучше качать ноги — много бегая или много ездя на велосипеде? И то, и то хорошо качает, просто это разные подходы и наилучший результат ты получишь, используя оба подхода. Так же и тут: я не могу сказать что эта школа лучше, а эта хуже. Лучше пройти обе. Просто АМК ФСО более «фановая», более интерактивная, более оснащённая школа. Есть ощущение, что BMW больше сосредоточено на внедорожных мотоциклетных курсах и в целом внедорожном мотонаправлении (тут тебе и GS Trophy, и всякие туры для клиентов), а также на автомобильных курсах. А дорожные мотокурсы у них пока, по моим ощущениям, не во главе угла.

Что особенно важно: обе школы дают разные упражнения для отработки одних и тех же навыков, которые ты потом должен уже самостоятельно отрабатывать. И недостаточно просто один раз пройти курсы одной из этих школ или раз в год проходить курсы. Тут так же, как и с «качанием ног» — как только ты перестаёшь постоянно тренироваться, эффект быстро уходит и возвращает тебя в начальную точку. Поэтому учитесь и тренируйтесь! Ну, а у меня в планах на следующий сезон уже Игора Драйв с их курсами.

8
Написал
aviastudent 9 сентября 2020 в 05:26

Комментарии3

Спасибо за сравнение!

Korsikan 9 сентября 2020 в 09:26
1

Не разглядел сравнения процесса обучения, его проведение, эффективность методики, извините результат, ощущения в процессе.  Если все одинаково, то в чем смысл?

saabolet 13 сентября 2020 в 13:03
0

Спасибо за обзор, очень подробно и информативно!

Jackson 13 сентября 2020 в 13:17
0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: