Примечание: BMW Driving Experience и BMW Riding Experience — два ответвления одной и той же школы водительского мастерства. Традиционно BMW в автомобильном контексте использует слово "drive" (например, тест-драйв), а в мотоциклетном — "ride" (например, тест-райд).
О себе: четвёртый сезон, 20 000 км пробега, KTM 390 Duke 2017 года, одно серьёзное ДТП в прошлом году (месяц в больнице), одно мелкое ДТП без последствий и пара падений за все 4 сезона.
Два года назад я писал о том, как проходил контраварийные курсы в Автомотоклубе ФСО России (я их проходил дважды). В этом году, посмотрев ролик знакомого мотоблогера про эндуро-курсы от мотоциклетного подразделения BMW, решил попробовать и эту мотошколу, их контраварийные курсы. Здесь стоит отметить, что мотоциклетные дорожные курсы BMW — единственные, где ты учишься на своей технике. На всех остальных курсах школы водительского мастерства BMW ты учишься на технике дилера — это гуси на эндуро курсах, и новенькие автомобили BMW на всех автомобильных курсах.
Контраварийные курсы вообще я бы разделил на групповые и индивидуальные. Групповые курсы длятся один-два дня, вы занимаетесь в группе с другими учениками, несколько инструкторов, большой полигон, каждое занятие идёт по несколько часов, программа занятий общая для всех. К таким относятся BMW Riding Experience, АМК ФСО и Игора Драйв. На курсы Игоры в этом году я уже не успел попасть, это в планах на следующий сезон, так что буду сравнивать школу BMW именно с АМК ФСО. Если вы знаете ещё аналогичные школы в Москве/Питере — напишите в комментах.
На индивидуальных курсах ты наоборот, занимаешься один-на-один с тренером, чаще всего по индивидуальной программе, занятия длятся по час-два, а общий срок обучения — от двух недель до месяца и более. Из этой категории я был на занятиях у Александра Рябикина из PRT Moto — тоже горячо рекомендую.
Итак, BMW. Курсы также делятся на Базовую программу и Основную программу. Основная программа — это база + расширенная часть. Но чтобы попасть на основную программу, у тебя должен быть стаж по категории А от 3-х лет. Я проходил именно основную программу.
Программа практически всех групповых курсов делится на три основных этапа:
1) медленное маневрирование, отработка баланса;
2) экстренное торможение, торможение с объездом внезапно возникшего препятствия;
3) скоростное маневрирование, контрруление.
Так было на курсах в АМК ФСО, аналогично было и в BMW. Значит ли это, что достаточно выбрать одну из мотошкол, потому что «в других всё то же самое»? Нет, не значит. Потому что сами упражнения для отработки описанных навыков — разные, у каждой школы свои. Интересно, что программу курсов, сами упражнения в школе BMW утверждают «наверху» и программа едина для всех подразделений BMW Driving Experience / BMW Riding Experience. Т.е. приехав в Германию и записавшись на аналогичные курсы, вы увидите те же самые упражнения, что и в Москве.
Дорога до полигона
Первым «испытанием» стала дорога до полигона. Находится он в Сорочанах, это 50 км от МКАД на север по Дмитровскому шоссе. А учитывая, что я живу на юге Москвы, вставать пришлось в 6 утра (на месте надо быть к 8:45 для заполнения всех документов). Примерно в 10 минутах езды от полигона есть две АЗС (Газпромнефть в сторону Москвы и какой-то ноунейм в сторону полигона), но если вы обсохнете прямо во время занятий — школа вас дозаправит на месте.
Обучение
Приехав на место, подписываем договор на обучение, а также вносим данные для оформления медицинской страховки от Ингосстраха. В здании школы безлимитные приветственные чай-кофе, печеньки, бутерброды, вода. В группе нас было 6 человек, двое инструкторов, общение на площадке без раций, без гарнитур. В АМК ФСО группа была примерно человек 10-12 и 4-5 инструкторов, каждому ученику выдавался «жилет» с номером и радиосвязь, общение с инструкторами на площадке через радиосвязь.
Не знаю, всегда ли это так, но наша группа в BMW занималась на площадке одновременно с автомобильными курсами, поэтому под мотоциклистов был выделен отдельный кусок на полигоне (примерно треть). В АМК ФСО тоже есть и автомобильные, и мотоциклетные контраварийные курсы. Но их никогда не совмещают, т.е. весь полигон отдавался мотоциклистам. При этом площадка АМК ФСО такая же по ширине, но почти в три раза длиннее (и это без учёта того, что мотоциклистам в BMW выделена только часть площадки).
Асфальт на площадке АМК ФСО идеальный, сравнимый с покрытием гоночных треков. На площадке BMW — более «жизненный», «городской» — старый асфальт, местами трещины (чувствуются на некоторых упражнениях).
Сначала минут 30-40 проходим теорию в классе, затем едем на площадку отрабатывать навыки. Мне отдельно понравилось, что в BMW говорят не «правильно делать вот так», «надо делать вот так», а используют аккуратные формулировки «мы в BMW советуем делать так», «мы считаем что лучше действовать в такой ситуации вот так». Пройдя несколько мотошкол, разных тренеров, я знаю, что есть разные подходы к разным вопросам и ситуациям (например, посадка на мотоцикле, методика экстренного торможения), у каждого свои доводы и объяснения в пользу своей методики. Поэтому когда школа это понимает и не говорит что «правильно делать только так, как говорим мы, остальные просто не понимают что несут чушь» — для меня это плюс, говорит о профессионализме.
Несколько часов занимаемся на площадке (всё это время рядом свистят резиной новые BMW — это группа учеников с курса дрифта тренируется), начинаем с разминки, потом упражнения по медленному маневрированию, потом упражнения по экстренному торможению.
(на заднем плане видны автомобили учеников курса дрифта)
Потом группой едем на мотоциклах в ресторан на обед. Который был полноценный и шикарный, мало где так обильно кормят: салат, первое, второе блюдо, десерт, напитки.
После обеда возвращаемся группой на площадку, переходим к упражнениям по скоростному маневрированию, контррулению, торможению в повороте. И так до вечера. Вечером возвращаемся в класс, разбираем всё пройденное, задаём вопросы и получаем подарочные наборы (сертификат, наклейки, рамка под маленькие номера). Начали мы в 9 утра, а закончили примерно в 19 часов.
Как я и указал выше, аналогичные вопросы контраварийного вождения рассматриваются и на занятиях в АМК ФСО, но через другие упражнения.
Сравнение
В чём BMW и АМК ФСО равны, так это в клиентском сервисе. Оперативность ответов, контактность, вежливость, приветливость, отношение к ученикам на площадке со стороны инструкторов и прочего персонала, обеспечение отдыха (кофе-брейков, перерывов, обедов) — у обоих мотошкол на высоте. Разве что у BMW обед шикарнее.
Полигон. Как и отметил выше, тут преимущество за АМК ФСО — на их полигоне есть где разгуляться.
Оснащение. Тут снова выигрывает АМК ФСО. Начиная с общения с учениками через радиосвязь, заканчивая специальным тренажёрным оборудованием: тренажёр с трамвайными рельсами, имитация колодца, оборудование для замера скорости на упражнении с экстренным объездом препятствия, бассейн с водой. Замер скорости кардинально не влияет на упражнение, но добавляет ощущения современности и технологичности обучения. Бассейн с водой вообще не является отдельным упражнением (поскольку построен для автомобильных курсов), на нём разве что психологический страх можно преодолевать, зато это весело — на скорости влетать в толщу воды и поднимать фонтаны (видео есть в моём рассказе про курсы АМК ФСО). А вот трамвайные рельсы и имитация колодца — действительно полезные тренажёры и упражнения, которых нет у BMW.
Стоимость. Обе школы примерно равны по стоимости — основной дорожный курс у BMW стоит 17 000 ₽, у АМК ФСО — 18 000 — 20 000 ₽ в зависимости от дней недели.
Длительность обучения. Весь курс в BMW занимает один день, в АМК ФСО — два дня. Если считать в учебных часах, то программы примерно равны: 8 часов у BMW и 10 часов у ФСО. Просто в BMW мы занимались до позднего вечера, а в АМК ФСО занимались до послеобеденного времени и не поздним вечером уезжали домой. Тут я бы отдал голос в пользу, опять же, АМК ФСО, потому что ты можешь спокойно обмозговать и потренировать сам после занятий первую часть, а на следующий день перейти ко второй.
Доступность обучения. Тут у обеих школ всё, мягко говоря, плохо. В том плане, что ты в течении сезона не можешь просто зайти на их сайт и записаться в следующую доступную группу. Места в группах очень быстро раскупаются, при этом они формируются не сразу календарным списком на весь сезон, а поочерёдно, поэтапно. Т.е. объявили группу, набрали, дождались её обучения, обучение закончилось — только после этого открывается запись на следующую группу. Поэтому, что у BMW Riding Experience, что у АМК ФСО постоянно приходится мониторить ситуацию, мониторить новости, следить за формированием групп и успевать их ловить. Например, участие в группе, которая проходила обучение 6 сентября, я купил аж в начале августа.
Значит ли это, что курсы в BMW хуже и менее эффективны? Нет, ни в коем случае. Это примерно как спросить: как лучше качать ноги — много бегая или много ездя на велосипеде? И то, и то хорошо качает, просто это разные подходы и наилучший результат ты получишь, используя оба подхода. Так же и тут: я не могу сказать что эта школа лучше, а эта хуже. Лучше пройти обе. Просто АМК ФСО более «фановая», более интерактивная, более оснащённая школа. Есть ощущение, что BMW больше сосредоточено на внедорожных мотоциклетных курсах и в целом внедорожном мотонаправлении (тут тебе и GS Trophy, и всякие туры для клиентов), а также на автомобильных курсах. А дорожные мотокурсы у них пока, по моим ощущениям, не во главе угла.
Что особенно важно: обе школы дают разные упражнения для отработки одних и тех же навыков, которые ты потом должен уже самостоятельно отрабатывать. И недостаточно просто один раз пройти курсы одной из этих школ или раз в год проходить курсы. Тут так же, как и с «качанием ног» — как только ты перестаёшь постоянно тренироваться, эффект быстро уходит и возвращает тебя в начальную точку. Поэтому учитесь и тренируйтесь! Ну, а у меня в планах на следующий сезон уже Игора Драйв с их курсами.
Спасибо за сравнение!
Не разглядел сравнения процесса обучения, его проведение, эффективность методики, извините результат, ощущения в процессе. Если все одинаково, то в чем смысл?
Спасибо за обзор, очень подробно и информативно!