Как я проходил курсы в АМК ФСО России 

14

Вот и закончился мой первый год за рулём мотоцикла. За руль я сел 10 сентября 2017 года и с тех пор представлял из себя типичного первосезонника: фулл-экип, занятия мотокроссом зимой, страхование от несчастных случаев на весь год, контраварийные курсы в PRT Moto и у отдельных опытных мотоциклистов.

И вот, наконец, руки дошли до того, чтобы записаться на двухдневный интенсивный курс по контраварийному вождению мотоцикла в автомобильно-мотоциклетном клубе Федеральной службы охраны России. Попробую очень кратко рассказать что там было, сравнить с моим прошлым опытом и ответить на вопрос стоит ли того.

Перед тем, как записать в группу, тебя расспрашивают о твоём опыте вождения. Стандартная практика: в PRT Moto на контраварийных курсах ты тоже сначала рассказываешь о своём опыте, а если инструктор увидит, что ты совсем неуверенно рулишь, то тебя отправят на базовый курс. К тому моменту у меня за спиной уже был накат в 13 000 км, чуток мотокросса, чуток продвинутых курсов, так что этот этап я прошёл без проблем.

Занятия длятся 5 часов один день, 5 часов во второй день. Проходят они на автодроме ФСО России близ Старой Купавны, который не просто большой, он ОФИГЕТЬ КАКОЙ ОГРОМНЫЙ. У меня постоянно было ощущение, что я оказался на лётном поле какого-то аэродрома. Общая протяжённость «кольца» автодрома — 1,5 км. Ширина — порядка 150 метров. За пределами асфальта автодрома вдоль всего круга имеются зона широченные зоны вылета со специальным щебнем, на большую глубину. Если вылетите, то мотоцикл просто глубоко зароется и замрёт в стоячем положении, даже подножка не нужна будет. Правда вытаскивать потом его оттуда нужно в несколько рук.

На объекте чувствуется, что он режимный. С хорошего асфальта ты сворачиваешь почти «в поля» на какую-то не то бетонную, не то из укатанного щербня дорогу. Подъезжаешь к огороженной бетонным забором территории и воротам. Никаких вывесок. В воротах открывается окошко, через которые постовой (военнослужащий ФСО в форме) смотрит кто приехал, спрашивает фамилию, проверяет списки и только после этого открывает ворота. Забавно что когда ты въезжаешь в эти ворота, постовой стоит по стойке «смирно» и отдаёт тебе честь — полное ощущение, будто ты член почётного эскорта, кортежа президента.

На отдельной парковке автодрома сразу бросается в глаза ряд ФСОшных Мерседесов и Форд Фокусов, а также ФСОшные же микроавтобусы Фольксваген Транспортер. Правда, все они не актуальных моделей — это списанные из основного автопарка ФСО для использования в обучении. Первым делом проходим инструктаж по поведению на автодроме, расписываемся в документах за технику безопасности — всё очень строго. Отдельный плюс: на автодроме есть своя медслужба. Сказать просто «есть врач» у меня язык не поворачивается. Ибо это не просто отдельный кабинет с медсестрой, нет, это целый медицинский Фольксваген Транспортер с целой бригадой, носилками и всеми необходимыми средствами. Ну и сам медицинский кабинет тоже есть, конечно.

Каждый день занятий начинается с разминки. Это разнообразные змейки, змейки в позе «амазонка слева», «амазонка справа» (когда ноги полностью спущены с одной стороны мотоцикла), змейки с коленями на сидушке, прямолинейное движение с одной рукой и корпусом развёрнутым полностью назад (имитируется дача команды следующей сзади машине, при этом вперёд практически нельзя смотреть, разве что очень редко и очень быстро оглянуться вперёд на полсекунды), отработка контррулений и многое другое.

С группой занимаются сразу несколько инструкторов, они стоят в разных местах автодрома, одностороннее общение (точнее дача команд) с обучающимися происходит через радиостанции. От вида этих радиостанций с наушником «как у агента Смита» и команд («48-й, не разгоняемся, держим дистанцию!») дополнительно чувствуешь себя членом почётного эскорта :)

Дальше занятия строятся следующим образом. Минут 30-40 в учебном классе мы разбираем теории, какие упражнения мы будем сейчас выполнять, как их выполнять, какие навыки мы изучим в этом упражнении и где они могут нам пригодится, в каких ситуациях. 

Инструктора отвечают на вопросы, после чего перемещаемся на площадку, где, опять же, сначала инструктор на мотоцикле снова показывает как проходить каждое упражнение, а только потом упражнение начинает выполнять группа, под внимательным контролем нескольких инструкторов. 



Часа полтора — два практика, потом перерыв минут на 20, во время которого можно выпить чай, кофе, воды, поесть печенек, конфеты — всё в классе имеется и доступно ученикам. После перерыва снова разбор вопроса по пройденным упражнениям, дальше снова теория по новым упражнениям, ответы на вопросы, демонстрация упражнений инструктором и полуторачасовая практика. И так пролетает 5 часов в день.

Вместе со мной в группе обучались двое мотобатовцев, двое МЧСников, и ещё несколько человек на своих мотоциклах.



Конечно, мне выполнять упражнения было гораздо легче, чем всем другим. Ведь мой мотоцикл раза в 2 — 2,5 легче любого другого из группы:

Было много интересных упражнений: мы прыгали через колодец, отрабатывали ситуацию, когда в скоростном повороте вам внезапно на пути попадаются трамвайные рельсы, прыгали через лежачие полицейские (упражнение учит правильно отрабатывать действия при возникновении на пути любого подобного препятствия, это не с целью «не тормозить перед лежачим полицейским»), уходили от внезапно возникшего препятствия в повороте или от резко затормозившего впереди автомобиля. Отрабатывали медленное маневрирование между рядами и многое, многое другое. Одна из целей всех этих упражнений: дать опыт. Чтобы при возникновении такой ситуации в реальной жизни (например, внезапная глубокая яма прямо впереди по курсу) ты уже буквально на автомате делал всё, потому что ты такие моменты уже отрабатывал, ты уже знаешь что и как тебе делать. 

Встречал в интернете некоторые возмущённые вопросы по поводу этих курсов. Например: «да какие же это трамвайные рельсы? У меня в Ижевске они ого-го-го какого размера в высоту!». Да, это не совсем настоящие рельсы, но они основные характеристики полностью повторяют: та же резина вокруг рельс, тот же металл, та же его «ширина». На упражнении отрабатывается вероятность сноса колеса (или обоих колёс) на таком покрытии. А если колесо у вас снесло, то там уже не важно какой «высоты» был рельс — вы всё равно упадёте.

Аналогично и с колодцем. Это, конечно же, не настоящий колодец в буквальном смысле. Элемент повторяет по размерам «дырки» стандартный колодец, но в глубину он сантиметра 2, наверное. Внутри «специальное устройство», которое показывает, смог ли ты перенести колесо (а в идеале оба колеса) над дырой или ты бы провалился вниз, будь это настоящий колодец. 

На различных скоростных упражнениях так же стоит специальная аппаратура, которая показывает тебе, с какой скоростью ты ехал. 

Одно из самых эффектных упражнений, которое красуется почти на всех рекламных фотографиях курсов АМК ФСО России — это преодоление бассейна глубиной 7 см:

 

Изначально бассейн строился для отработки аквапланирования на автомобилях, никак не на мотоциклах. И, как минимум, на «гражданской» версии курсов АМК ФСО, на этом упражнении не дают скорость, при которой возникнет эффект аквапланирования на мотоцикле. Поэтому задача этого упражнения, по большей части, это преодолеть психологический барьер. Чтобы вы в экстренной ситуации не испугались внезапно возникшей на пути толщи воды, понимали как ведёт себя мотоцикл в ней, как правильно в такой ситуации надо себя вести, как держаться и т.д.

По окончанию курсов нам вручили сертификаты, а также номерные рамки с символикой АМК ФСО России:

 

Выводы

 

Дорого?

Да, дорого.

 

Стоит ли того?

Безусловно. К инструкторам я могу оставить только самые лестные отзывы. Одновременно чувствуется, что они очень чётко и грамотно подходят к курсу — чувствуется наличие и контроль жёсткой организации за спиной (не удивительно, ибо это инструктора почётного эскорта), но в то же время, они очень «свои». Общаются с тобой на равных, добродушно, внимательно следят за каждым твоим движениям, регулярно поправляют либо по рации, либо подзывают «в сторонку» к себе и вы уже вдвоём отдельно от всех разбираете ошибки и выполняете упражнение.

 

Так что лучше: длительный курс или двухдневная программа?

И то, и то лучше. По технике вождения мне те же вещи рассказывали и в PRT Moto. Другое дело, что в АМК ФСО огромный автодром с кучей специальной аппаратуры и специально построенных систем, инструментов для отработки упражнений — не уверен, что в России есть какая-нибудь другая мотошкола, которая может похвастаться этим.

 

Так может ограничиться двухдневным курсом и всё?

Нет. Не экономьте денег на обучении. Я выше отметил, что многое из пройденного мне рассказывали в PRT, казалось бы — зачем заново изучать? Как говорил один из моих инструкторов: материал и знания лучше всего усваиваются, когда ты периодически ходишь к разным инструкторам, в разные мотошколы, берёшь лучшее от всех. Поэтому у меня есть в планах когда-нибудь дойти и до Отарыча.

И прежде чем вы побежите гуглить сайт АМК ФСО России и записываться на курсы, должен вас огорчить: моя группа была последняя в этом сезоне. Следующий такой курс будет в апреле 2019 года.

14
Написал aviastudent 20 сентября 2018 в 14:22
Рассказать
Комментарии5

Лет пять назад занимался у них, много нового почерпнул)

Fedotov 20 сентября 2018 в 21:20 Ответить
3

Так сколько же стоит такой курс?

snt 21 сентября 2018 в 09:08 Ответить
0

snt, в этом сезоне на своём мотоцикле — 20 000 ₽ за два дня.

aviastudent 21 сентября 2018 в 09:29 Ответить
0

aviastudent, говоришь, стоит того?

snt 21 сентября 2018 в 16:07 Ответить
0

snt, по моему мнению второсезонника — да.

aviastudent 21 сентября 2018 в 23:28 Ответить
5
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии