Рынок мотоциклов в России – 2016

8

Масштабы падения отечественного рынка можно охарактеризовать словом «катастрофические». По данным Автостата, в 2015 году продажи сократились на 37,6%, а в 2016 – ещё на 39,6%. Думаете, хуже некуда? А вот и нет – рынок новых квадроциклов (а «вторички» у него практически нет), по заявлениям отдельных представителей отрасли, упал больше, чем на 80%. 


Квадроциклетный рынок, помимо обвалившегося рубля, добил новый утилизационный сбор, под который попали все, кроме отечественной компании «Веломоторс» (Stels), но и она подтянула цены вслед за остальными игроками. Позже стало известно, что китайский производитель CF-Moto откроет завод в Ленинградской области, за счёт чего сможет избежать налоговых переплат и конкурировать с подмосковным «Стелсом».

Меньше всего «просел» премиальный сегмент – общее подорожание и включение в стоимость утилизационного сбора в процентном соотношении сказалось на цене не так сильно, да и покупатели этих аппаратов далеко не в первую очередь ориентируются на прайс-листы.


Отечественный Stels избежал утилизационного сбора, но поднял цены до уровня конкурентов
Отечественный Stels – единственный производитель, избежавший утилизационного сбора. Фото – Stels


Мотоциклистов новый налог пока миновал, но вопрос по-прежнему остается открытым – вероятность его введения в ближайшие пару лет существует, также как и вероятность попадания под закон об обязательной сертификации и наличии системы ЭРА-ГЛОНАСС для ввозимых в Россию мотоциклов.

На ввозе бывших в употреблении автомобилей и «сером» импорте (неофициальными дилерами) это нововведение фактически поставило крест, а также «похоронило» все автомобили, ввозимые небольшими тиражами, ведь сертификация, включающая в себя несколько краш-тестов, стоит значительно больше, чем можно заработать на продаже тех или иных специалитетов.


Вслед за невозможностью ввоза «праворульных» автомобилей, пришла очередь коллекционеров и любителей редких автомобилей
Вслед за фанатами «праворульных» авто, пришла очередь коллекционеров и любителей редких автомобилей


Учитывая объёмы отечественного моторынка, введение утилизационного сбора может «добить» отрасль окончательно. Впрочем, в ближайшие годы ждать его точно не стоит. Отечественных мотопроизводителей, а тем более нуждающихся в защите, практически нет. Официальным же импортерам сейчас не до лоббирования запрета ввоза «вторички», а реализация механизма «тревожной кнопки» на мотоцикле пока только в зародыше, ведь даже на европейском рынке лишь BMW начали внедрять такую опцию в 2017 году. 


Система экстренного оповещения от BMW работает как в ручном, так и в автоматическом режиме
Система экстренного оповещения от BMW работает как в ручном, так и в автоматическом режиме. Фото – BMW Motorrad


Впрочем, списывать со счетов вероятность новых потрясений не стоит: членство России в ВТО предполагает постепенное снижение таможенных пошлин, из-за чего в 2019 году ожидается рост ввоза импортной техники. Мечты автомобилистов о малопоношенной иномарке за небольшие деньги уже в прошлом, но у нас, мотоциклистов, похоже, шанс есть. По крайней мере, пока рынок мотоциклов не вырастет до каких бы то ни было заметных величин.

Мотосалон Ducati в Москве. Фото - Ducati Russia
Мотосалон Ducati в Москве. Фото Ducati Russia


Но это будущее, а что в настоящем? А в настоящем-то всё не так плохо! Рынок просел в три раза? Давайте сравним цифры: в «докризисном» 2013-м году за новую «автоматическую» Honda VFR1200FD просили 812 000 рублей ($ 26 193), при курсе доллара 31 рубль. Сегодня, при курсе в 56 рублей, новый «Выфер» стоит 1 310 000 руб. ($ 23 392). В рублях он подорожал, а в долларовом выражении – напротив! Для сохранения объёмов продаж, импортёры пошли на снижение наценки, а значит должны привезти в 2017-ом больше техники, чтобы остаться «при своих».


Автостат третий год подряд регистрирует падение продаж мототехники, при этом выбор доступных моделей неуклонно растёт


Подобную картину можно наблюдать и со многими другими позициями у крупных производителей. Например BMW F800GT, в 2013-м году стоивший 550 000 рублей, подорожал всего на 218 тысяч и сегодня его можно купить за 768 000 рублей. В пересчете на доллары – $ 17 741 в 13-м году и $ 13 000 сегодня. Если не обращать внимания на случайные исключения из правил, вроде Yamaha YBR125, скакнувшего с 79 000 рублей до невменяемых 155 000 и «выросшего» даже в долларах, мотоциклы подорожали не сильно.


За три года туристический мотоцикл BMW F800GT прибавил в цене 218 тысяч рублей
За три года туристический F800GT прибавил в цене 218 тысяч рублей, при почти двукратном росте курса. Фото – BMW Motorrad


Скажете: какие доллары, зарплаты-то в обесценившихся рублях дают, и будете правы, но лишь отчасти. В 2013-м году средняя зарплата по стране составляла 27 000 рублей (понятно, что в Центральном федеральном округе она была больше – 33 тысячи, а, например, в Белгородской области – всего 18,6 тысяч, но средняя температура по больнице была именно такова). На покупку нового «Выфера» нам нужно было потратить 30 своих условных средних зарплат.

А что сегодня? Сейчас средняя зарплата в России, основываясь на данных 2016-го года, составляет около 36 000 рублей, в то время как в Центральном Федеральном округе она выросла до 43 700, а в той же Белгородской области – до 27 300 рублей, и за «Выфер» теперь придётся отдать 36,5 своих среднестатистических зарплат.


О росте спроса косвенно можно судить по росту оплаты труда мотомехаников и продавцов мотоцклов, недавно Росстат отчитался о двухкратном росте за 2016 год
Недавно Росстат сообщил, что в 2016 году зарплаты сотрудников мотоциклетной отрасли выросли почти вдвое! Фото Moto-RR


Как видите – разница не такая уж и большая. Так почему мы тогда так сильно «упали»? Может быть просто стали внимательнее считать деньги? Сейчас валютный шок уже прошел, мы научились жить с долларом «по шестьдесят», немного больше зарабатывать, а значит скоро, если и не начнем жить лучше, то, как минимум, будем стараться не хуже, чем в 13-м году.

Поводов для оптимизма добавляют и сами производители – на наш рынок понемногу приходят совсем бюджетные, но вполне современные аппараты вроде Bajaj 200NS или BMW G310R, который и раньше выглядел бы неплохим предложением – 300 тысяч рублей за новый «БМВ»! Выходит, что кризис и вправду пошёл на руку ассортименту в целом – «топовых» моделей-то не убавилось!


Новый нейкид BMW G310R можно приобрести всего за 300 000 рублей!
Новый нейкид BMW G310R можно приобрести всего за 300 000 рублей! В 2013-м о таком можно было только мечтать.


Кажется, за два года стремительного погружения мы впервые ударились о дно, и, если ничего действительно плохого не случится, мы сможем как следует от этого дна оттолкнуться и вынырнуть куда выше докризисных величин. Рули на всплытие, продуть балласт!
 



Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter или Google+, чтобы узнавать о самом интересном из мира мотоциклов.


Фото на обложке – MotoStorm

8
Написал
Fedotov 4 апреля 2017 в 23:22

Комментарии2

Зря не упомянули про Kawasaki Z650 за 457 тыс. рублей. $8000 за Ерша - хорошая цена.
И вообще, у Кавы в этом году приятные цены. :)

petelin_sergey 5 апреля 2017 в 10:44
2

petelin_sergey, да почти у всех так.

Fedotov 5 апреля 2017 в 20:12
0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: