Большое путешествие на йух.
Части 1-6.

7

Мой восторг от жизни обоснован,

Бог весьма украсил жизнь мою:

Я, по счастью, так необразован,

Что все время что-то узнаю.

 

И.Губерман

 

 

Глава первая. Подготовка.

 

Снова лето, июнь, отпуск. Второй раз за свою жизнь я взял отпуск сразу 4 недели и отправился в многодневное путешествие на мотоцикле. Хотелось иметь запас по времени, чтобы никуда не спешить, ведь в прошлый раз я пропустил много интересных мест. Маршрут практически до последнего момента был под вопросом, а когда я наконец определился с направлением - на этот раз это стал Северный Кавказ от Сочи до Баксанского ущелья – детали маршрута были ясны только на первые пару дней, в остальном я решил импровизировать, придерживаясь лишь общего плана. Это избавляет от излишней спешки и нервотрёпки, а также вносит элемент приключения.

 

В этот раз я решил учесть ошибки предыдущего путешествия. В частности я не забыл захватить паспорт, купил себе наконец спальник (спасибо Лёхе за помощь в выборе), и взял с собой тёплые вещи, потому что я снова собрался в горы, а для горной местности характерны большие суточные перепады температур. Тем более, что лето в этом году выдалось больше похожим на осень, в том числе на юге.

 

Мотоцикл на этот раз был оборудован багажной системой производства BoltBikes, что позволило заметно снизить центр тяжести. Также я захватил складной стульчик, чтобы давать отдых спине, завернув его в фольгированную пенку и убрав во влагозащитный чехол производства KOFRBAG, сшитый под заказ по моим размерам. Спальник я купил с большим запасом во всех смыслах. Alexika Forester оказался не только очень тёплым, но и огромным по размеру. Настолько огромным, что я при своей не тощей комплекции могу свободно расставить локти, лежа на спине. Такой косяк с размером вышел потому, что я покупал спальник через интернет, без примерки. Сплю я довольно беспокойно, много ворочаюсь, поэтому мне нужен свободный спальник, но это оказался немного перебор. Однако, как оказалось, я сделал верный выбор, т.к. такие габариты позволили положить надувной матрас Quechua Forclaz Air внутрь спальника. В результате ушла проблема ширины матраса – раньше я во сне с него вечно сползал.

 

Следующим этапом подготовки стала упаковка скарба. Я купил два гермомешка из ПВХ – один под спальник, другой под одежду. Однако я немного не угадал с размером второго, в результате не смог взять с собой флисс. Более того, я и осенне-весенню мотокуртку брать не стал. Вместо этого я взял снегоходные штаны и куртку, в которых езжу зимой. Они изначально простенькие и лёгкие, а при помощи компрессионных мешков они стали ещё и довольно компактными. Штаны, кстати, в итоге так и не пригодились ниразу. Также я не забыл взять купленные и протестированные зимой мембранные носки. За них в своё время пришлось отвалить приличную сумму денег, но это уже не раз окупилось сухими ногами. Очень рекомендую иметь такие всем мотопутешественникам. Из-за малого объёма мешка пришлось отказаться от некоторых вещей, которые я изначально планировал взять с собой – муфт на руль (на случай езды холодными горными ночами) и газовой горелки. Раскладную пилу на всякий случай захватил, но она тоже ни разу не пригодилась. Бюджет поездки, в отличие от времени, был сильно ограничен, я планировал экономить, т.к. при подготовке сильно потратился, и по возвращении предстояло жить 1.5 месяца на одну месячную зарплату. Однако питаться я всё же предпочитаю в придорожных кафе. Впрочем, как показала практика, горелку взять всё же стоило. В следующий раз я это обязательно учту.

 

Поскольку я планировал ночевать в основном на природе, стоило позаботиться о зарядке гаджетов – мобильника, MP3-плеера, камеры GoPro2 и фотоаппарата. С этой целью был приобретён пауэрбанк на 17000 mAh фирмы Hyper и зарядник для фото-аккумулятора от USB марки Fujimi. Испытания показали, что ёмкость пауэрбанка соответствует заявленной, а время полной зарядки самого устройства составляет около 8 часов, если заряжать его от двух источников питания (у него два входа и два выхода).

 

Помимо внешнего обвеса была так же проведена модернизация подвески и головного света. Я установил более жесткие, более подходящие под мой вес пружины в вилку и амортизатор. Об этом я писал отдельные посты. В первый день я потратил некоторое время на настройку подвески.

 

Глава вторая.

 

Путешествия в одиночестве имеют свои плюсы и минусы. Одним из несомненных плюсов является то, что ты ни от кого не зависишь и ни на кого не ориентируешься. У меня не было назначено точного времени старта, в результате я стартовал тогда, когда был готов – 28 мая около часа дня я выехал за МКАД по М2. Почему по М2? Потому что отвалить немалую сумму за проезд по М4 я не готов, да и вообще я считаю неправильным взимание дополнительной оплаты за проезд по дороге нормального качества, поэтому я стараюсь избегать платных дорог. А во-вторых у меня не было задачи доехать, была задача ПУТЕ-ШЕСТВОВАТЬ, то есть основной составляющей является не конечный пункт, а сам путь. Поэтому маршрут был, прямо скажем, не прямой. Предварительный план был проехать сначала до Баксанского ущелья через Тамбов и Калмыкию, но ситуация с наводнениями в Ставрополье заставила пересмотреть маршрут, точнее его направление – я его поехал в обратную сторону. Была в маршруте и ещё одна особенность – города в нём были лишь чекпоинтами в GPS. Основным же должен был стать отдых на природе от суеты бетонных джунглей. Поэтому во многие города по пути следования  я  даже не заезжал.

Перед выездом я списался с Яном, знакомым мне по зимобайкерскому сообществу, и проконсультировался, где в Орловской области можно встать на ночлег. Он порекомендовал шикарное местечко на берегу реки Оптуха, где обычно проводится слёт сисадминов. Это было очень забавным совпадением, учитывая мою профессию. ))) Любопытно, что на Гугл-картах в этом месте значится дом отдыха, но его там нет. Во время общения Ян сказал фразу «зверья вокруг города практически нет». Я внезапно осознал, что когда я выбираю себе место для лагеря, я никогда не задумываюсь над тем, что на дикой природе могут быть животные, и они далеко не всегда боятся людей, но меня это никогда не заботило. Меня всегда больше интересует, чтоб в месте ночлега было поменьше людей...

 

Я записал координаты места и выдвинулся на юг по М2. Погода стояла пасмурная, но тёплая, машин было не много. Где-то к половине шестого вечера я был уже под Тулой. Небо прояснилось, но к закату стало заметно холоднее. Пришлось распаковать тёплую куртку.

Практически на закате я подъехал к месту предполагаемого ночлега. Для того, чтобы попасть на поляну, нужно было пересечь реку либо в брод, либо по очень узкому пешеходному мостику. Брод не сильно глубокий, где-то по ось колеса, но я вообще не любитель лезть на мотоцикле в воду, а тем более в одиночку и с багажом. Это один из недостатков одиночных путешествий – приходится избегать ненужных рисков там, где это возможно.  Я  кое-как протиснулся между перил на пешеходном мостике, которые по ширине был чуть шире моего багажа, перебрался на другую сторону, проехал до поляны и стал ставить лагерь. Место было просто шикарное – тихое и спокойное, с одной стороны холм, с другой река. Слышен был только лай собак из деревни Сеножать на другой стороне реки. Тут я обнаружил, что забыл взять что-нибудь подложить под боковую подставку мотоцикла, чтобы он не проваливался в мягкий грунт. Пришлось проявить смекалку – я нарвал штук 6-7 лопухов, а для себя сделал заметку, что надо бы что-то прикупить подходящее в ближайшем хозяйственном магазине. К тому времени, как я начал ставить палатку, уже стемнело. Небо было ясным и усеяно звёздам, а трава уже стала покрываться росой. Связи на месте ночлега не было, Мегафон не ловил. Однако это не стало проблемой, уснул я довольно быстро. И, надо заметить, этой ночью я очень хорошо выспался. Ночью было довольно холодно, но спальник работал на 5+, в нём было тепло, как дома под одеялом.

Встал я с рассветом и стал собираться. Это стало ещё одним важным изменением в моём путешествии – я решил в этот раз ехать днём, а ночью спать. Благо проблем с засыпанием за пределами Москвы у меня, как правило, нет – я закрываю глаза и почти сразу отрубаюсь. Утро выдалось жарким. Я упаковал вещи и взял курс на Орёл. Мне нужно было заправиться и снять с карты денег, т.к. руководство на работе забыло перечислить мне отпускные заблаговременно, и я уехал с 2500 рублей в кармане, а наличка уже заканчивалась. Однако выяснилось, что отпускные всё ещё не поступили. У меня оставалось всего 1500 рублей, я заправился, купил в хозяйственном простенькую пластиковую мыльницу в качестве подложки под боковую подставку (ничего более подходящего не нашлось) и взял курс на Старый Оскол. Я хотел выйти на М4 как можно южнее, после всех платных участков. Перед выездом из города я заехал заправиться, и как обычно пошли разговоры в стиле «сколько жрёт, сколько прёт». Заправщик предупредил меня о том, что качество дорог в сторону Старого Оскола оставляет желать лучшего, однако после ям размером с колесо в самом Орле меня это ни капельки не пугало. )) Однако заправщик видимо давно последний раз ездил в тех местах, дороги там вполне приличные. Единственное место, где возникли затруднения, это когда между Малоархангельском и Колпной я внезапно уткнулся в дорожные работы по всей ширине дороги – там на протяжении пары километров укладывали подушку из щебня, на которую позже ляжет асфальт, при этом заранее никаких предупреждающих знаков не было. Впрочем, меня это ни капли не смутило, у меня же эндуро, а резина Kenda K270 очень неплохо себя показывает на щебневых грейдерах. Вокруг были поля и луга, открытые пространства. Я люблю, когда видно на много километров. Погода была отличная, но дул сильный боковой ветер. На столько сильный, что при повороте налево приходилось мотоцикл наклонять вправо. Это создавало проблему – я не мог ехать стоя, меня сдувало, поэтому приходилось периодически останавливаться на передышки, например поваляться в траве на обочине. Там же я понял, что пора вставлять в уши плеер – ровное урчание мотора начинало вгонять в дремоту.

Ближе к вечеру я заехал в город Старый Оскол, точнее зацепил самый его край, чтобы  закупиться водичкой и едой на вечер/утро. Та часть города, по которой я проезжал, создавала ощущение, что это не город, а элитный дачный посёлок ветеранов десантных войск (по ряду признаков). Тем не менее цены в продуктовом магазине были не высокими. Кстати, там я купил минералку в 1.5 литровой бутылке под названием «Липецкая» с изображением статуи Петра I. Если увидите такую – очень рекомендую. Это наверное самая вкусная минералка из тех, что мне приходилось покупать в магазинах.  Я закупился и выдвинулся периферическими дорогами на юго-восток. И вот тут уже качество дорог действительно оставляло желать лучшего. В какой-то момент я ехал довольно долго по снятому асфальту, при этом никаких других следов проводившихся дорожных работ я не видел.

 

Солнце клонилось к закату, когда недалеко от деревни Новоуколово я увидел живописный овраг, обрамлённый известняковыми холмами, где и решил остановиться на ночь. И естественно я не мог спуститься как все нормальные люди по накатанной грунтовке, вместо этого залез по фрирайду в траву по бак. ))) Я немного покатался по холмам, удивляясь ровным параллельным бороздам, проходившим вдоль холмов на расстоянии нескольких метров друг от друга. Сам овраг выглядел так, как будто очень давно тут протекала река. Я уж не знаю, люди ли её осушили или это естественная засуха, признаки которой я замечаю во многих регионах. Пока катался, первый раз за поездку уронил мотоцикл, а поднимая его, понял, что ЦТ всё же слишком высоко, надо в следующий раз как-то иначе багаж располагать.

Уже смеркалось, когда я наконец развернул лагерь. Буквально в 20 метрах от палатки я увидел земляные холмики и решил сделать вечернее фото с одного из них, т.к. для вечерней фотографии нужна поверхность, куда можно поставить фотоаппарат на длинной выдержке. Когда я подошёл к одному из холмиков, я внезапно обнаружил, что это не просто холмики, а входы в чьи-то дома – огромные, с мою голову, норы. Из одной из нор раздался скрипящий звук, я понял, что хозяева дома и решил не подходить ближе. Однако пару кадров всё же успел заснять. В овраге дул лёгкий тёплый ветерок, благодаря этому было совсем немного комаров. И снова практически не было связи. Лишь изредка появлялись 1-2 палки и буква Е на экране, что позволяло писать сообщения в Telegram. Больше ничего не грузилось, пришлось помучать Юру на тему грядущих погодных условий.

На утро я снова встал с рассветом, решив сделать такой режим нормой для своего путешествия. Да и вряд ли получилось бы иначе – ночи довольно прохладные, а рано утром солнце уже начинало припекать и в тёплом спальнике, расчитанном на околонулевые температуры, становилось очень жарко. Я всегда считал себя «совой», но похоже моя «совиная» сущность проявляется только в условиях мегаполиса – в Москве я раньше часа ночи не могу уснуть, даже если очень сильно устал.

 

Я не торопясь собирался, когда увидел жителей тех самых нор. На холмике сидели два суслика. Но суслики эти были огромные, размером с крупного кота или небольшую собаку. Их было двое, один стоят в стойке и смотрел вокруг, и судя по высоте травы рядом, он был чуть выше моего колена. К сожалению сфотографировать их не удалось, т.к. они были аккурат напротив солнца, а при попытке сменить ракурс, они меня заметили и сныкались обратно в норы. Как позже выяснилось, это были не суслики, а сурки-байбаки.

Я собрался, ввёл в навигатор следующий пункт назначения – Россошь, планируя выйти на М4 в районе Павловска, и поехал дальше. Дорога становилась всё хуже и хуже. Ямы и колдобины не позволяли ехать медленно, приходилось шпарить по принципу «больше скорость - меньше ям». Я очень радовался тому, что перед отпуском успел поменять пружины в подвеске на более подходящие под мой вес, а также по пути по М2 её отрегулировал – тульские выпуклые трещины в асфальте очень способствуют процессу. ))) К сожалению такой режим езды не даёт полноценно насладиться окружающей картиной природы. Когда я сделал очередной привал, выяснилось, что мой навигатор Garmin не знает такого города Россошь, зато знает хутор Россошь в Вейделевском районе Белгородской области, куда он меня и привёл. Пришлось подкорректировать маршрут в навигаторе, потому что иначе ещё чуть-чуть и я бы заехал на территорию Украины. Я сделал привал в каком-то местном селе и впервые почувствовал лето – солнце жарило так, что пришлось достать лосьон от загара и намазать им лицо, помятуя свой «загар» в форме визора в прошлом году. ))) Впрочем, забегая вперёд, скажу, что это был единственный случай, когда я им воспользовался.

 

В летних грозах есть один большой плюс – их на открытом пространстве видно издалека. И в этот раз гроза висела аккурат на пути моего следования. Не долго думая, я снял галочку «избегать дорог без покрытия» в навигаторе и проложил новый маршрут. Правда для этого пришлось немного вернуться на север по грунтовкам. Дальнейшая дорога Бирюч-Россошь-Богучар напоминала ралли-рейд, только асфальтовый. Приходилось мчать во весь опор в стойке, потому что иначе по такой дороге ехать было невозможно – позвоночник осыпался в трусы даже на эндуро с его подвесками. Впрочем на 90 км/ч на новой подвеске я неровностей не ощущал. Единственное, что напрягало, это местная манера ремонтировать дороги – трещины и ямы заливают смолой и присыпают сверху асфальтовой крошкой. Всё бы хорошо, если бы не то, что ремонт производился именно в тот момент, когда я там ехал, причём на протяжении многих километров.  В результате весь мотоцикл покрылся чёрными точками. Хорошо, что трафика в этих местах почти нет, иначе такая езда могла бы быть опасной.

 

Проезжая одну из деревень, я увидел паренька на олдскульном кроссовом мотоцикле типа Chezet, который вжаривал без экипировки и шлема по местным холмам. Я помахал ему рукой, но он был слишком увлечён своим райдом, чтобы меня заметить. И это был первый мотоциклист, которого я встретил после Тулы.

 

Глава третья.

 

На трассу М4 я вышел в районе Богучара и сразу заехал на заправку Башнефть. Требовалась заправка во всех смыслах – нужно было заправить мотоцикл и нормально поесть. Я залил 95го и поехал к находившейся рядом кафе-гостинице, но когда выезжал от заправочного автомата, почувствовал, что меня тащит в сторону. Я понял, что зацепил боковым багажом металлический отбойник, краска от него осталась на чехлах. Это был явный признак, что пора передохнуть. Я зашёл в кафе, заказал борщ и кофе с молоком, и ужаснулся ценам. Впрочем, когда я узнал цены на ночлег (2500 рублей за одноместный номер на ночь), я понял, что надо двигать дальше. Поев и выпив кофе, я поставил на ручку газа «лепесток», позволяющий расслабить правую руку, и продолжил путь. Однако в районе Алексеево-Лозовское на посту ДПС мне помахали полосатой палочкой. Не ожидая подвоха, я остановился. Инспектор тут же достал смартфон и стал фотографировать мой госномер. Дело в том, что у меня номер весь мятый после ряда эпизодов на оффроаде, и в силу конструкции багажной системы и колхозного крепления номера, которое я конечно же немного подогнул кверху, плохо читается с расстояния уже нескольких метров. Инспектор начал мне что-то втирать про камеры и статью 12.2ч2, однако я отогнул номер вниз и усмехнулся, сказав «Какие нарушения скорости, Вы о чём? Это же чекушка одноствольная, она сотню едет в отсечку на 6-й. Никаких устройств и материалов тут нет, тем более я же уже устранил проблему.» В общем мы побеседовали, выписали мне 500 рублей по 12.2ч1, и я укатил дальше с подпорченным настроением. Уже начало вечереть, я стал подумывать о поиске места для ночлега.

 

Дело в том, что я слабо знаком с туристическим бытом, в частности меня слегка напугали темой с клещами. Ещё больше меня напугал интернет рассказами про боррелиоз и энцефалит, ведь я имею привычку глубоко вникать в тему, которой заинтересовался. Поэтому выбор места для лагеря осложнился ещё и этим фактором. Я ехал по трассе некоторое время, после чего съехал на грунтовку и устремился в поле. Как я понял из гугления, одним из возможных признаков места, где много клещей, является наличие выпаса. В этом же сельскохозяйственном регионе найти поле, где нет выпаса, или оно не вспахано/засеяно, достаточно сложно. Поэтому я стал кружить в поисках поля, где не пасутся коровы. Пока я лазил по берегу реки и полям, я наткнулся на прогуливающегося парня лет 25, остановился и спросил, где тут у них можно лагерем встать, так чтоб клещей потом с себя снимать не пришлось. Он подсказал мне место на берегу реки и спросил, откуда я и куда держу путь. Оказалось, что парень тоже москвич, живёт где-то на востоке, вроде в Перово. Я в очередной раз отметил, насколько тесен мир, пожелал ему удачи и укатил в указанном направлении.

 

Место это правда я так и не нашёл. Те же места, где предположительно можно было спокойно встать лагерем, кишели таким количеством комаров, что при полном штиле мне там ночевать совершенно не хотелось. Окончательно я расстроился и уверился в том, что пора ложиться спать, когда в одном из поворотов разложился, слишком резко нажав передний тормоз на щебне.

 

Я снова выбрался на трассу. Было уже темно, хоть глаз выколи, и я решил заночевать в какой-нибудь придорожной гостинице, плюнув на экономию. Вернусь домой – буду экономить, а сейчас надо отдыхать, иначе это будет не отдых. Тем более, что останавливаться оттирать каждые 15 минут мошек с визора совсем не комфортно, а трасса не освещена и сильно загружена трафиком (очень много фур). Я в очередной раз остановился, чтобы протереть визор, когда увидел мужчину, стоящего возле микроавтобуса с яркой светодиодной надписью «Гостевой дом». Он сказал, что ночёвка мне обойдётся всего 500 рублей, и мотоцикл можно загнать во двор, надо всего лишь свернуть и проехать «за воооон ту гостиницу». И действительно, за гостиницей оказался гостевой дом, где меня встретила его супруга. Хозяева сдают гостевой дом проезжающим, сами они при этом живут в сарайчике. В гостевом доме с 3 комнатами по 2-4 кровати, туалетом и горячим душем никого кроме меня не было – не сезон. Я выбрал себе комнату, принял впервые за поездку горячий душ и завалился спать, поставив гаджеты на зарядку.

Проспав до позднего утра, я стал собираться в дорогу. Я оглядел более внимательно двор и понял, что у него есть ещё вторая часть – в глубине участка стоял старый деревенский дом, по двору бродили гуси и бабуля. Я спросил у хозяйки, нет ли у неё чего-нибудь перекусить. Она смогла предложить лишь омлет из домашних яиц, но это было именно то, что мне было нужно – не люблю плотно наедаться перед дальней дорогой. Ещё я попросил кофе с молоком, причём молоко мне принесли в отдельном стаканчике, и оно тоже было домашним, парным. Дома я обычно молоко не пью, но в тот момент я понял почему. Когда-то давно я часто бывал в деревне и пил парное молоко – у прабабушки была своя корова. То, что у нас в Москве продаётся под видом молока, молоком не является и даже рядом не стояло, настолько разнится вкус. Просто мы уже привыкли и не помним вкуса настоящего молока. Завтрак мне обошёлся всего 150 рублей, но я оставил 200. В общем если кто будет ехать в тех местах, очень рекомендую этот гостевой дом и его гостеприимных хозяев – хутор Кумшацкий, Миллеровский район Ростовской области, дом 69 (сразу за гостиницей, что у трассы справа).

Следующим пунктом назначения был Ростов на Дону. Там в это время как раз завис по работе Кирилл Филин и он приглашал в гости. Где-то в 11 утра я был в Ростове на Дону. По пути я заехал в ТЦ в пригороде Ростова - Аксае, чтобы снять с карты наконец «прилетевшие» отпускные, ибо наличка катастрофически заканчивалась. Мне повезло, в ТЦ были все три необходимых мне банкомата – Unicredit, чтобы снять деньги, ВТБ24, чтобы положить деньги и Сбербанк для небольшого НЗ. Я снял отпускные, положил на карту НЗ, но при попытке положить деньги на карту ВТБ, банкомат зажевал купюры, в результате 3000 рублей остались в банкомате. Примерно минут 40 заняли разборки по телефону со службой поддержки банка, после чего мне пообещали, что в течение 3-4 дней деньги поступят мне на счёт, а мне пришлось искать другой банкомат – я не имею привычки таскать с собой такую сумму наличными, тем более в незнакомой местности. В общем к Филину в гости я приехал уже в середине дня.

 

Пока я добрался до улицы Пугачёва, где он снимал дом, я снова начал привыкать к городскому дорожному движению, с уклоном в региональную специфику конечно же. Водители в Ростове нагловатые, никогда не пропускают (не только мотоциклистов, но и друг друга), громко матюкают друг друга клаксоном, а на перекрёстке почему-то сначала поворачивают, а потом уже едет поток, которому прямо. При этом сам городок сильно напоминает курортные городки типа Геленджика, что в моём понимании как-то не стыкуется – обычно в таких местах жизнь более спокойная и неторопливая. Мотоциклистов в городе практически нет, а те, что есть, гоняют без экипировки (в основном на скутерах), поэтому на меня в полном экипе и с багажом смотрели с удивлением.

Филину пришлось слинять с работы, чтобы меня впустить, а потом снова уехать до вечера. Я же распаковался, вкинул накопившееся грязное бельё в стирку и пошлёпал в ближайший магазин за продуктами. В городе было безумно жарко и очень не хватало ветерка. Я добрёл до супермаркета («Магнит» вроде, если не путаю), но, посмотрев на цены, понял, что идея с экономией на еде в этом регионе точно не прокатит, а питаться гречкой вообще не вариант. Цены на продукты были такие же или выше, чем в Москве. Закупившись жратвой, я взял стакан кваса, продававшегося в ларьке на розлив, и вернулся в дом. На утро я проснулся не очень рано, но Филин ещё спал, поэтому я собирался максимально тихо – Кирилл всю ночь работал. Правда под конец мне всё же пришлось его разбудить, чтобы он меня проводил.

Дальнейший путь лежал до развилки у станицы Павловская, где мне предстояло решить, куда двигать дальше – в направлении Сочи, куда меня давно звал в гости Серёга Бугров, а потом уходить на Майкоп, или поехать по а/д Кавказ на Кисловодск, где я предполагал пересечься с Романом Цапиком, с которым мы держали связь с самой Москвы. Однако ситуация на Ставрополье, не смотря на то, что ЧС уже отменили, пока оставляла желать лучшего – постоянно лили дожди. Поэтому я решил двигаться вдоль Кавказского хребта с запада на восток. Не доезжая до Краснодара, я свернул в сторону Джубги. Проехав Горячий Ключ, я стал искать место для ночлега. К вечеру стало прохладно, тем более я поднимался в горы, а там всегда температура ниже, чем внизу. По пути я потерял дождезащитный чехол от сумочки для документов из-за привычки поправлять рукой сумку. Видимо зацепил чехол и его сдуло ветром, когда я ехал в стойке, давая отдохнуть пятой точке и спине. Стало понятно, чего мне сигналили по пути в одном месте. Впрочем не велика потеря. Вся эта мелочь уже не имела значения – я был в горах, и это поднимало мне настроение.

Постепенно начинало темнеть, и я понял, что до Сочи доехать я никак не успею при всём желании, надо искать место для ночлега. Проезжая по горной дороге, я съехал на луг возле сельхоз рынка, но мне не понравился глинистый грунт – в случае дождя выехать оттуда потом было бы не легко. Проехав чуть дальше, в районе Молдовановки я увидел плавную грунтовую дорогу наверх и свернул туда. Широкая грунтовка петляла вдоль леса, в который периодически уходили колеи от тяжелой техники, по всей видимости лесозаготовительной. Пару привлекательных полянок пришлось пропустить, т.к. там стояли таблички «Место занято под пасеку», а ночевать рядом с пчёлами мне идея не нравилась. Проехав около километра, я наткнулся на какие-то деревянные строения, похожие на жилище толи лесника, толи лесорубов. Но чем дальше я забирался, тем чаще попадались лужи, а дорога становилась разбитее от колёс тяжелой техники. Я немного вернулся назад и таки обосновался на одной из пасечных полян, спрятавшись за кустами от обзора с дороги. Место было очень приятное, поросшее ромашками. Пчёл не было. Неподалёку виднелись старые поросшие травой следы от авто, уходившие куда-то вниз, вероятно к реке, и кострище с кирпичами – место пикника.

 

Связи в этом месте опять не было, пришлось прогуляться по дороге в поисках сотовой сети, чтобы сообщить близким своё местоположение и узнать через «телегу» прогноз погоды на завтра. GPS уверял, что в конце дороги нет населённых пунктов, тем не менее каждые 10-15 минут туда проезжали машины, как легковые, так и грузовые. Впрочем я их слушал не долго, т.к. быстро уснул.

 

 

Глава четвёртая.

 

Утро так же началось с громыхания тяжелой техники. Я выполз из палатки, немного размялся, не спеша собрался и выдвинулся в сторону Сочи. Дорога до Сочи стала для меня неожиданностью. Режим движения на ней очень неторопливый и на ней довольно часто попадаются фуры, правда есть карманы и даже местами стоят таблички «Тихоход, пропусти поток». Однако особо разогнаться там всё равно бы не получилось – дорога изобилует разворотами на 180 градусов с одновременным 5-7% подъёмом или спуском, и слепыми поворотами. Тем не менее, пока я доехал до Сочи, я успел изрядно «отложить кирпичей», прежде чем влился в темп движения. Дважды я чуть не вылетел на встречку, дважды чуть не вылетел на обочину, один раз чуть не столкнулся с местным мотоциклистом, который шёл на обгон по встречке в слепом повороте (самоубийца!) и один раз меня чуть не зацепила встречная газель, т.к. я по привычке шёл по внутреннему кругу (водитель газели что-то прокричал мне в окно). Асфальт на этой дороге идеальный, правда местами идут дорожные работы, но я в заторы ни разу не попал, кроме разве что Лазаревского – там пришлось чуток потолкаться в пробке.



Проезжая через Кроянское, я увидел очень крутой подъём наверх между домами, который так и манил. Я не смог отказать себе в удовольствии и решил подняться на гору Богомольная, тем более навигатор обещал в конце смотровую площадку с видом на город и море. Я дополз до кладбища по очень крутому бетонному подъёму, но дальше начиналась каменистая грунтовка с не меньшим углом подъёма. И если со спусками после езды на маунтинбайке у меня проблем не возникает, то подниматься вверх, да ещё и с тяжелым багажом на хвосте, немного страшновато. Я остановился сделать перекур - дал остыть мотору, т.к. было жарко и у меня беспрестранно крутился вентилятор, а заползать наверх приходилось на первой передаче. Пока я размышлял, какую выбрать траекторию (их там было две), мимо пропыхтел Уазик-«батон», легко взобравшись в крутой склон. Это развеяло всякие сомнения – если уж «батон» заехал, то я тем более заеду. И действительно, первый подъём оказался не таким уж и сложным. Однако дальше стало интереснее – подъём не прекращался, плоских площадок вообще не было, поэтому я не останавливаясь доехал аж до первого родника. К сожалению на этом мой подъём и закончился. В этом месте грунт стал мокрым, а камни скользкими. Моя дуал-спорт резина не смогла одолеть это препятствие, лишь шлифовала мокрые камни. Поваляв пару раз мотоцикл, я кое-как развернулся и стал спускаться. До смотровой площадки я не доехал, тем не менее это был весьма интересный экспириенс. В частности я оценил способ подъёма упавшего мотоцикла эндуро, продемонстрированный Клинтоном Смаугом в одном из обучающих роликов, который до этого мне казался весьма сомнительным, но на деле оказался гораздо более рабочим применительно к мотоциклу с высоким центром тяжести. Суть его сводится к тому, что руль выворачивается крылом вверх, зажимается передний тормоз, мотоцикл приподнимается сначала за руль, а потом упираясь в него всем телом. Идеально работает этот метод, если при этом мотоцикл стоит на передаче. И это пожалуй единственный рабочий способ поднять груженый мотоцикл, лежащий на склоне. Никакой речи о подъёме его спиной, как поднимают чопперы и дорожники, тут и быть не может.

Спустившись обратно в Кроянское, я стал искать мойку, т.к. мотоцикл и багаж были все в мокрой земле, а ездить на грязном мотоцикле я не люблю. Первые две мойки оказались закрыты, на третьей мне помыли мотоцикл. После мойки я обнаружил, что из-за падений у меня оборвалась одна из строп крепления бокового гермомешка. Но я человек запасливый, у меня конечно же нашлась запасная. Я дал обсохнуть мотоциклу, а себе отдышаться, заодно перекусив, и продолжил путь в сторону Сочи.

 

По пути мне попался ещё один мотоциклист – клубный байкер в цветах. Он поприветствовал меня и жестом дал понять, что впереди гаишники. Перед постом ДПС на въезде в Сочи я немного напрягся, но на меня не обратили внимания. После поста я созвонился с Серёгой, он сказал, что ехать мне ещё часа три, хотя оставалось всего около 70 км. Он оказался прав, примерно столько времени этот путь и занял.

 

Когда я наконец добрался до центра Сочи, который, кстати, является самым длинным городом в мире, мы созвонились с местным известным байкером, чтобы он подсказал, где можно безопасно поставить мотоцикл. Однако он сказал, что свой байк бросает прямо на улице, и вообще мотоциклы тут никто не трогает. Учитывая, что место курортное и там полно отдыхающих из разных регионов, а также небольшой вес моего мотоцикла, я не был так уверен в его безопасности. Поэтому мы с Серёгой попытались затолкать его по небольшой лесенке на площадку перед крыльцом. Однако с багажом это оказалось не так просто даже вдвоём. Заехать же не получилось бы из-за 90-градусного поворота лестницы и полного отсутствия места для разгона перед вторым пролётом. Очень кстати на улице стоял дядька кавказской наружности и трепался по телефону. Он предложил свою помощь, и мы втроём легко затолкали мот на площадку прямо под окна, где я, разгрузив часть багажа, накрыл его чехлом. Теперь можно было спать более спокойно.

Затем я простирнул и развесил накопившееся бельё, мы немного перекусили и отправились на вечерний моцион – экскурсию по центру Сочи. Сергей с Таней переехали в Сочи недавно, чтобы реализовать свою мечту – открыть бар крафтового пива. Мы зашли в само помещение, где полным ходом шёл ремонт, а также прогулялись по всем вариантам помещений, которые рассматривались, однако последнее, на мой взгляд, оказалось самым удачным. Если кто будет в Сочи, обязательно посетите крафт-бар Мухомор на улице Чайковского 14А, там вы сможете отведать настоящего крафтового пива из лучших действительно крафтовых пивоварен России.

Прогулка меня окончательно вымотала, спасал лишь морской воздух, который очень благотворно влияет на моё самочувствие. Так что проблем с тем, чтобы заснуть, снова не возникло. На утро мы встали поздно, часов в 10, благо никуда спешить было не нужно. Пока я ковырялся с багажом, ребята ушли по делам, приглашая остаться на ночь на обратном пути. Однако когда я собрался спускаться с той самой лесенки, я внезапно обнаружил, что прямо у лестницы кто-то поставил машину. Хорошо, что у дома было два спуска. Я скатил мотоцикл по другой лестнице и двинулся дальше. На одном из светофоров рядом со мной остановилась колхозно затюненная девятка с выхлопной трубой в стиле пулемёта Гатлинга, но почему-то всего с тремя стволами. Два гоповатого вида славянских парня, лузгая семечки, что-то прокричали в мою сторону на тему «камазом раскатает». Я молча отвернулся, а когда загорелся зелёный, выждал пару секунд, давая этим тупицам уехать вперёд.

 

Следующим пунктом программы путешествия была поездка на Красную Поляну. Причём меня интересовала не столько сама Красная Поляна, сколько кусок старой заброшенной дороги, проходящей по краю ущелья, который я видел в видеоблоге Володи Аристархова. На выезде из города проезд по правой стороне реки Мзымта был закрыт в связи с проведением шоссейной велогонки, поэтому всех отправляли на левую сторону. Это было даже хорошо, потому что я даже приблизительно не представлял, где эта старая дорога находится. Проехав немного, я списался в ВК с Аделем, который проинструктировал меня, где находится эта дорога. Оказалось, что я ехал по правильному берегу. Через какое-то время я увидел перед туннелем съезд, закрытый пластиковым отбойником. Естественно меня это не остановило, и я аккуратно пополз по старой дороге, местами усыпанной камнями от обвалов, а местами обвалившейся в реку. Дорога выглядела таинственно и привлекательно. Под одной из арок стоял скутер, а рядом был обрыв. Я остановился и посмотрел с обрыва вниз, вдруг владелец туда упал, но ничего не увидел. У выезда на шоссе оказалось старое кладбище, поэтому с этой стороны въезд был не закрыт. Я вышел снова на шоссе и помчал в сторону Красной Поляны.

Красная Поляна и Роза Хутор вызвали противоречивые чувства. С одной стороны убивающие на повал своей красотой горные пейзажи захватывали дух, а с другой элитная и дорогая даже с виду инфраструктура, больше напоминающая какую-нибудь Швейцарию, несколько напрягала своей напыщеностью и недоступностью. А пафос и понты отдыхающих были хорошо знакомы по Москве, тут их меньше всего хотелось встретить. Я доехал до самого конца дороги в Роза Хутор в расчёте подняться на гору, но подъём по грунтовке был закрыт по распоряжению администрации г.Сочи из-за селей и обвалов, дорога была перекрыта и охранялась. Пока я размышлял, попинывая мусор под ногами, как же мне забраться на гору, к КПП подкатил квадрик, и охранник его пропустил. Я удивился и подошёл к нему с вопросом «А что, так можно было?», однако охранник сказал, что это был не турист, а мне, если я хочу подняться на гору, стоит либо воспользоваться подъёмником, либо подняться по серпантину до Олимпийской Деревни, повернув на перекрёстке возле водного колеса. Так я и поступил. Где-то на середине подъёма я подъехал к проходной и спросил у охранника, куда здесь вообще можно подняться своим ходом. Мы обсудили предстоящие мне маршруты. Охранник оказался родом из Адыгеи и бывшим водителем-дальнобойщиком. Он предупредил, что в КЧР/КБР гаишники хапуги и любят вымогать деньги, поэтому лучше не светить наличность и держать на готове пару сотен рублей. Также он предупредил, что навигатор в тех местах врёт. Среди прочего я спросил, можно ли подняться на хребет напротив, где явно виднелся какой-то комплекс зданий, однако он ответил, что лучше забыть об этом – это секретная дача президента РФ, дороги туда нет, а леса напичканы ФСОшниками, и штраф, если поймают, порядка 5000 рублей. Я решил не проверять, на сколько это басни или правда, а вместо этого доехал до Олимпийской деревни, где захотел сделал пару кадров со смотровой площадки. Пришлось несколько минут подождать, пока гламурные чики перестанут кривляться перед камерой мобилки, отклячивая свои фитоняшные задницы и силиконовые губы. Но они похоже прекращать не собирались, пришлось попросить их покинуть кадр прямым текстом. Рядом сидели какие-то ребята и завтракали. Я сначала подумал, что это местные, но оказалось тоже туристы, просто уже хорошо знакомые с местностью. Они подтвердили мне информацию о секретной даче и, рассказав немного деталей о дороге от Туапсе до Майкопа, пожелали удачи в пути.

 

Я спустился вниз, но мне показалось этого мало. Тогда я свернул в другое ответвление и стал подниматься по ровной бетонке по довольно крутому подъёму. В конце подъёма оказался элитный городок Горки, въезд в который был закрыт шлагбаумом. Меня это ни капли не смутило, я проскользнул между шлагбаумом и стойкой, и устремился вверх. Однако буквально через пару сотен метров после того, как я проехал все строения и вышел на грунтовку, меня догнал охранник на квадроцикле. Он объяснил, что подъём наверх запрещён в связи с большим количеством селей и обвалов. Я пообещал, что сейчас пофоткаю и спущусь, однако он отъехал, остановился и стал ждать. Я не стал заставлять себя ждать,  сделал пару кадров и стал осторожно спускаться, помятуя, что гладкий бетон не лучшая поверхность для моторезины в плане держака. В какой-то момент я увидел в зеркале велосипедиста на шоссейном велосипеде. И он явно двигался заметно быстрее меня. Я махнул ему рукой, типа «обгоняй», он обогнал меня и устремился вниз, лёжа на руле для аэродинамики. Я же ехал сзади, пытаясь не сильно отставать, и поражался, как он на таких узеньких колёсах с такой скоростью шпарит с горы. Догнать его я смог только внизу, когда он остановился «перекурить». Проезжая мимо, я посигналил ему и показал большой палец вверх.


Я вернулся на западный берег реки Мзымта с целью ещё разок прокатиться по тому фрагменту заброшенной дороги. Во-первых мне очень она понравилась, а во-вторых мне было любопытно, стоит ли там ещё скутер. Скутера уже не было, зато гуляла парочка туристов, посмотревших на меня с ярко выраженным удивлением.

 

Я вернулся в Сочи, но была ещё середина дня, поэтому я решил продолжать путь по предварительному маршруту – на Туапсе и потом на Майкоп. На подъезде к Сочи я немного потолкался в пробке перед длинным туннелем. Что-то рявкнул один из громкоговорителей, висевших на каждом столбе, но я не разобрал, что. В туннеле водители вежливо двигались и пропускали меня. Серпантин вдоль моря уже не вызвал никаких затруднений, благо машин было немного, ибо вечерело, а дорога уже знакома.

 

Вечерело причём довольно быстро, поэтому я стал думать, где заночевать. Проезжая через Лазаревское, я увидел указатель «мотофест» и свернул туда. Однако там оказался какой-то недешевый на вид кемпинг. Въёзд был закрыт шлагбаумом, а мотофестиваль толи уже закончился, толи ещё не начался – на площадке никого не было. На очередном крутом повороте я свернул на второстепенную дорогу и стал подниматься наверх. MAPS.ME обещал в конце подъёма грот и водопад. Дорога была асфальтированная, но местами асфальт имел перепады из-за оползней, поэтому ехать приходилось вдвойне аккуратно. Проехав деревню Мамедова Щель, я продолжил набирать высоту по, как мне казалось, главной дороге, но она упёрлась в тупик со шлагбаумом – дальше ехать было запрещено, о чём свидетельствовала табличка. Метров за 200 до тупика я проехал двор, где стояло целых 5 уазиков. Рядом толпились водилы, что-то ковыряли в моторах. Они проводили меня взглядом. Видимо тут у них база, туристов катают, и сильно подозреваю, что ездят они как раз за шлагбаум, судя по следам. Я вернулся в деревню мимо уазиков, меня снова проводили взглядом, и поехал по другому ответвлению. Асфальта уже не было, а грунтовая дорога вела в лес. Я ехал некоторое время по лесу, но с каждой минутой становилось всё темнее, а дорога всё сложнее, камни всё больше. В какой-то момент я понял, что сейчас будет то же самое, что было на Богомольной, только ещё и в темноте – на дороге появились ручьи, заднее колесо начало проскальзывать. Я развернулся и стал возвращаться к деревне, однако проехав пару сотен метров увидел поляну, которая судя по всему когда-то была чьим-то двором. На поляне стояли остатки фундамента, поросшие травой. К этому времени совсем стемнело, искать другое место для ночлега времени уже не было, поэтому я стал распаковываться.

 

Не смотря на то, что было уже темно, хоть глаз выколи, дорога в лес оказалась неожиданно оживлённой. Сначала наверх проехал уазик, потом через минут 15 туда же проползла старая восьмёрка, из которой играла какая-то попса. Как она умудрилась проехать тот затык, где я развернулся – для меня загадка. Я слышал, как она вроде бы слегка застряла, но погазовав, всё же проехала. Видимо решает не клиренс, а прокладка между рулём и сиденьем. Наверху судя по всему есть какая-то площадка для отдыха, потому что оттуда потом ещё долго раздавалась музыка, а где-то через час восьмёрка проползла обратно. Связи опять не было, горело «нет сети», но сна долго ждать не пришлось – я быстро отключился.

 

Глава пятая.

 

Ночь была холодная, а утро снова началось рано – солнце припекало. Как я уже усвоил, в горах суточные перепады температур это нормально. Я не торопясь стал приводить себя в порядок. В процессе отловил на себе одного красножопого (клеща), но я уже был проинструктирован о преувеличенности опасности. Дорога наверх оказалась весьма оживлённой. Пока я раскачивался и собирался, а это заняло часа наверное два, наверх раза три проходили пешеходы. Я с ними здоровался, они отвечали тем же. Никто не лез с глупыми вопросами, и это было прекрасно.

 

Пытаться снова забраться наверх я не стал, не было настроения штурмовать грязь. Я стал спускаться к трассе, и вдруг на одном из поворотов мне навстречу прожужжал китайский эндурик Irbis XR250R или один из его «родственников». Я улыбнулся и поприветствовал собрата. Откровенно говоря меня удивляло, что в этих местах так мало мотоциклистов. Я снова вышел на трассу и, почувствовав настойчивые намёки желудка, что неплохо бы подкрепиться, остановился в армянском кафе возле Аше. Высокие цены уже не стали для меня неожиданностью – порция винегрета, и кофе с молоком обошлись мне в целых 200 рублей.

В Туапсе я свернул на дорогу через Шаумянский перевал и снова стал подниматься в гору. Дорога эта очень живописная, со смотровыми площадками, на многих из которых стояли передвижные разноцветные ульи, а хозяева продавали мёд. На одном из лотков лежал кусок окаменелости, по всей видимости, какой-то гигантской ракушки размером с мою голову. Тоже, наверное, продавался. Как мне и говорили, в самом конце подъёма на перевал присутствует фрагмент дороги, где асфальта нет. Впрочем, грунтовка там довольно ровная, и я оставлял немногочисленные авто в облаках пыли позади. На одной из смотровых площадок, когда я остановился отдохнуть и перекурить, стояла машина с московскими номерами – мир снова оказался тесен. Наверное и на вершине Гималаев я бы встретил москвичей. ))) Правда сами-то ребята оказались из Твери, просто машину купили в Москве и не меняли номера.



Где-то около границы между Краснодарским краем и Адыгеей я почувствовал, что с мотоциклом что-то не так. Он плохо ехал, холостые плавали, двигатель громко звенел и гремел, были явные проблемы с зажиганием. Я остановился на площадке для отдыха фур в тени, и принялся снимать пластик и бак. Вокруг валялся мусор, покрышки и вообще был жесткий срач, особенно в прилегающей части леса. Неужели администрации так трудно контейнер для мусора поставить на спец-площадке для отдыха? Ну или отдыхающим хотя бы мусор сваливать в одну кучу, а не в лес закидывать. Это, кстати, было первое место, где я встретил такой срач за время моего путешествия. В остальном везде как правило было чисто.

 

Я скинул бак и выкрутил свечу. У меня стояла «гоночная» свеча от Brisk, и в целом она работала лучше, чем стандартные стоковые свечи. Однако бензина с Роснефти, которым я заправился в Сочи, она не выдержала – у неё прогорел центральный электрод, который был весь белый. Поскольку в моих поездках проблемы с качеством топлива возникают уже не в первый раз, то я обычно вожу с собой баночку октан-корректора HiGear. Как утверждают тесты в интернете, октановое число он поднимает не сильно, но детонацию устраняет весьма эффективно. И это действительно так, после залива его в бак мотоцикл перестал звенеть и стучать. Я залил последний оставшийся октан-корректор, поменял свечу на обычную, разбавил «ослиную мочу» бензином из канистры и поехал дальше.

 

В одном из мелких населённых пунктов, вроде бы в Апшеронске, если не путаю, я остановился перекусить, попробовал местные хычины. Они оказались совсем другие, нежели те, что я пробовал в Москве в столовой у нас на работе. На мой взгляд намного вкуснее. Солнце нещадно жарило. Я уселся прямо на землю возле магазина и стал есть. Любопытствующие местные жители не заставили себя долго ждать. После того, как поел, я заехал на АЗС и продолжил путь на Майкоп. Через несколько километров дорога упёрлась в участок с ремонтом, поэтому трафик, в котором было множество фур, еле-еле тащился. Не долго думая, я съехал на щебенчатую обочину и стал объезжать пробку. Но внезапно поток тронулся, и вернуться на дорогу оказалось не так-то просто – фуры меня не пропускали. Пропустив несколько фур, мне наконец удалось втиснуться в поток, но при первой же возможности я обошёл эту колонну «черепах» и поддал газку.

 

Через некоторое время я увидел справа на обочине Урал с коляской, а рядом пожилого дядьку. Я остановился и спросил, что случилось и не нужна ли помощь. Оказалось, что у Урала развалилась КПП (скорее всего китайская, т.к. после замены она прошла всего тысячи три, по его словам). Я с этим к сожалению ничего поделать не мог, не смотря на набор имевшегося инструмента, поэтому я просто составил компанию дядьке, пока мы ждали его сына, который уже ехал за ним на машине. Дядька рассказал, что у них в регионе закрыли все мелкие МРЭО (сокращение по этой части, кстати, по всей стране, на сколько я знаю) в результате ему пришлось ехать в Майкоп, чтобы оформить ОСАГО, однако и там кто-то сверху спустил указание мотоциклы вообще на учёт не ставить, так что ему отказали. Получилось зря только промотался туда. Мы дождались его сына, и я укатил дальше, а они остались цеплять на буксир Урал к старой семёрке Жигулей.

 

Доехав до Майкопа, я свернул в сторону Гузерипля. Дорога была очень живописная и не очень извилистая, что позволяло ехать с нормальной скоростью, тем более трафика почти не было. Вдоль дороги течёт бурная река Белая, а часть самой дороги проходит через гранитный каньон, стены которого имеют бурую окраску. Однако расценки там просто пугающие. Эта часть Адыгеи ориентирована на туристов и твёрдо поставлена на коммерческие рельсы. Например, я проезжал водопады Руфабго, однако увидев цену за то, чтобы пройти по мостику к самим водопадам в 400 рублей для взрослого и 200 для ребёнка, я счёл, что лучше поищу водопады поменьше и побесплатнее. Я доехал до Гузерипля, закупился едой на ужин/завтрак и свернул направо, поднимаясь всё выше в гору. MAPS.ME обещал в конце дороги водопады. Тут уже ощущалась высота по поведению мотоцикла. Поскольку у меня нет лямбда-зонда, смесь регулировать приходилось вручную. Солнце неумолимо садилось, и я стал искать место для ночлега.



Уже смеркалось, когда я подъехал к небольшому озерцу на высоте порядка 1500 метров над уровнем моря, где на яндекс-карте значится гостиница Партизанская Поляна, а в MAPS.ME место обозначено как «вид на Оштен». Я посмотрел на висевший замок на двери гостиницы, на ясную, пусть и не жаркую, погоду, и подумал, что где-нибудь посплю в палатке. Однако в Адыгее, как пишут в интернете, нельзя ставить палатки где попало. Если егеря засекут, то штраф 2500 рублей. Особенно это проблематично в районе Лаго-Наки. Там много кемпингов и можно поставить палатку в кемпинге за 150 рублей. Прямо напротив гостиницы за озерцом как раз строился кемпинг, а рабочие обедали в одной из беседок. Я спросил, работает ли уже кемпинг, мне сказали, что нет, но разрешили поставить палатку бесплатно где мне больше понравится. Я выбрал место на искусственной насыпи, где лежали стройматериалы. Лучшее место для ночёвки и придумать было сложно – вокруг фантастической красоты горы, частично покрытые снегом, и плато, живописно освещаемые закатными лучами солнца. И практически полная тишина... Только собака в будке долго ещё лаяла в сторону леса. Видимо там бродила какая-то животина. Единственное, что при выборе места для палатки я не подумал о том, как я буду в эту насыпь из гранитной крошки колышки заколачивать. )))




Ночь была холодной, ведь на такой высоте даже в июне всё ещё лежал снег. Однако спальник как всегда отработал на ура. Было только очень зябко вылезать по нужде из палатки. А на утро я проснулся почти одновременно с работягами и принялся не спеша собираться. Когда я уже навьючил мотоцикл, на площадку приехали ещё двое работяг, которые тоже оказались мотоциклистами. У одного дома Irbis TTR250, а другой пока выбирает мот вместо почившего питбайка. Я дал им прокатиться на своей ямахе по площадке, на что они сказали, что мот как-то хреновато едет, типа Ирбис едет лучше. Я объяснил, что во-первых мот уже изрядно уставший с таким-то пробегом, а во-вторых в принципе смесь инжектора настроена не на 2000 метров и сейчас дико переливает, ведь у меня смесь регулируется из приборки только на низах, для полноценной регулировки нужен программер или диноджет.

 

Я решил таки доехать до водопада в конце дороги, однако там оказалась площадка с кафе, а к водопаду нужно было ещё прилично топать пешком вниз. Можно конечно было попробовать проехать на мотоцикле. Но помятуя то, как моя резина себя вела на горе Богомольная на мокрых камнях, я отверг эту идею, т.к. даже в самом начале весь путь в сторону водопада был изрезан ручьями. Я выпил в кафе кофе и двинулся в сторону Майкопа.

 



Глава шестая.

 

Проезжая перекрёсток с указателем на Лаго-Наки возле станицы Даховская, я не смог себе отказать в удовольствии подняться туда. На полдороги у меня внезапно стало заканчиваться топливо (в горах мот плохо ехал, но расход был при этом ниже, т.к. я при подъёмах забеднял смесь). Пришлось спуститься, доехать до ближайшей АЗС и потом вернуться снова. Дорога на Лаго-Наки оказалась весьма разбитой, а в самом конце и вовсе грунтовым грейдером, и я снова отрывался, ощущая преимущества длинноходной внедорожной подвески, обгоняя автомобили. В конце подъёма я увидел шлагбаум экологического поста, за который ехать на ТС было уже нельзя, только пешком. Я спешился и увидел мужичка, продававшего сыр. Мужичок, увидев меня, схватил камень с земли и стал изображать, что качается. Мы вместе посмеялись на его шуткой, я купил у него кусочек сулугуни поменьше, так чтоб на одну порцию, и залез на смотровую площадку, покрытую крупными камнями и хвойными деревьями, откуда открывался вид на собственно плато Лаго-Наки. С площадки хорошо было слышно шум реки Курджипс, протекавшей внизу. MAPS.ME подсказывал, что также внизу есть водопад Каскадный, и я решил до него прогуляться. Благо навигатор показывал расстояние до него не более 850 метров. Я скинул черепаху, повесил шлем на мотоцикл и стал спускаться. По словам торговца сыром, до водопада путь был примерно на полчаса ходьбы. Но мне, как человеку не очень опытному в лазании пешком по горам, дорога показалась очень длинной. Причём я до сих пор не могу определиться, что было сложнее – спускаться или подниматься, потому что уклон там довольно большой, а на такой высоте физнагрузки вообще в принципе даются с трудом из-за разряженного воздуха. Тропинки местами размыты ручьями и разбиты конскими копытами, а лес завален буреломом. И если идти по лесу было ещё  более-менее легко благодаря тени от крон деревьев, то когда я спустился к реке и попал под палящее солнце, я осознал, как я сглупил – я не взял с собой питьевую воду. Пришлось восполнять проблему путём вымачивания джерси в бурной горной реке. В итоге я таки дошёл до перекрестья реки, за которой шумел водопад, но посмотреть на него смог лишь издалека, т.к. видимо река в этом году очень полноводная, и место, обозначенное как переправа через реку, было абсолютно не проходимо без варианта если не искупаться, то как минимум вымокнуть по колено. Возвращение назад оказалось не менее сложным, т.к. приходилось лезть вверх, а наколенники оставить на мотоцикле я не догадался, да и мотоботы не самая комфортная обувь для походов. В общей сложности прогулка заняла два часа, я вернулся вымотанный, но довольный – я наконец увидел водопад, пусть и издали. А то как это вообще, побывать в горах и не увидеть водопадов? )) В общем если что, имейте в виду, что 850 метров в горах это совсем не то же самое, что 850 метров в степи или в городе. ;-)

 

Наверху стоял всё тот же мужичок. Я уселся на камень, в попытках отдышаться, и пожаловался на собственную неопытность (что воду не взял). Он мне предложил допить последний глоток, что оставался у него. Я сказал, что мне вон до мотоцикла 100 метров дойти и там есть вода, на что он снова пошутил, что до него-то ещё дойти надо. ))) Я спросил у него, как же лошади ходят вообще по таким тропам? Он сказал, что это порода такая специальная – кабардинцы. Они как горные козлы, могут пройти почти везде.

 

Я не спеша собрался, помахал рукой торговцу сыром и упылил в сторону Майкопа. Следующим пунктом в плане была станица Зеленчукская и поворот на Архыз.

 

<- Вторая часть ->

<- Третья часть ->

 

7
Написал Cyrix 4 августа 2017 в 01:51
Рассказать
Комментарии1

Cyrix, привет! Спасибо за отчёт!! Сделай его плз одним-двумя постами – отписал в VK...

Jackson 4 августа 2017 в 12:03 Ответить
0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии