Специалисты Серпуховского ВКБ участвовали в 1945 году в демонтаже оборудования с немецких мотозаводов, в получении технической документации. На основе разработок DKW во второй половине сороковых ВКБ разрабатывает гоночные мотоциклы С1Б (125 куб.см), С2Б (250 куб.см), С3В (350 куб.см). Двигатели этих мотоциклов имели Л — образные цилиндры с двумя поршнями и двумя коленвалами. На двухтактных двигателях с жидкостным охлаждением были установлены компрессоры.
250-кубовый С2Б (на фото) развивал мощность 40 л.с. и разгонялся до 175 км/ч.
Эти мотоциклы использовались в основном для рекордных заездов, а не для шоссейно кольцевых гонок.
На фото Эдгарс Эрманис. В передней части двигателя виден нагнетатель.
В 1946 году ВКБ было преобразовано в Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения (ЦКЭБ).
На Киевском мотозаводе в 1947 был создан гоночный вариант мотоцикла К-1Б, К-1Б-С. Благодаря измененному положению руля, сиденья и подножек положение водителя изменилось на гоночное. Двигатель получил повышенную степень сжатия и работал на метаноле. Убран велопривод заднего колеса, запуск двигателя осуществлялся "с хода". Бензобак емкостью 20 литров.
Мотоцикл К-1Б-С. Рабочий объем двигателя, куб.см. — 98; число тактов — 2; диаметр цилиндра, мм — 48; ход поршня, мм — 54; степень сжатия — 9,4. Топливо — метиловый спирт. Сцепление полусухое двухдисковое; передача от мотора к коробке скоростей — цепная; количество передач — 2. Размеры шин, дюймы — 26-2,5. Максимальная скорость, км/ч — 90.
В Москве на заводе ММЗ в том же 1947 году разработан гоночный мотоцикл М1Е, на основе хорошо известного М1А. Всего было выпущено 252 таких мотоцикла.
При организации производства в Минске с выпуском гоночной техники начались проблемы. Гонщики жаловались на низкое качество и частые поломки мотоциклов. На страницах журнала "За рулем" появлялись критические статьи в адрес ММВЗ, руководство завода в своих ответах ссылалось объективные трудности производства и сообщало о разработке новых моделей. К сожалению, дальше разработки опытных моделей и прототипов дело не пошло.
Можно вспомнить М1Щ с четырехтактным двигателем верхнеклапанной компоновки 1951 года. Созданный под руководством конструктора И . Окунева, мотоцикл имел картер и коробку передач М1Е, мощность двигателя 12 - 14 л.с. КПП была слабым местом мотоцикла и на гонках он себя не проявил. Другой прототип 1951 года - М1К, с нагнетателем и водяным охлаждением. Мощность двигателя М1К достигала 16,5 л.с. Других упоминаний о гоночной технике Минского мотозавода сороковых годов найти не удалось.
М1Е.125 куб.см., мощность на спирту 10 л.с.
Для женщин в мотогонках СССР был свой класс.
За рулем И. Коот изТаллина.
Сохранились ли такие мотоциклы сейчас? Трудно сказать, оригиналы или в виде реплик, но посмотреть на них можно. Недавно такой мотоцикл был воссоздан Heino Korb из Эстонии.
Еще один М1Е -
Так же М1Е есть в музее УГМК -
Свой гоночный мотоцикл разработали и в Коврове. За основу взят К-125, он же DKW RT 125, первые К-125С появились в 1947 году, имели облегченную ходовую, форсированный до 9 л.с. двигатель, работавший на спирту.
Ранний К-125С имел параллелограммную вилку и бак большого объема. Обращает на себя внимание расположение руля.
Зажигание от магнето и два карбюратора — гоночные технологии тех времен.
К - 125С, реплика Хейно Корб. К сожалению, сейчас в европейских гонках нельзя превышать допустимый уровень шума, поэтому на мотоцикл установлен выхлоп с резонатором и глушителем, а не мегафон, как должно быть.
В 1947 году в СССР прошли первые соревнования по шоссейно — кольцевым гонкам, благодаря налаженному выпуску гоночных мотоциклов они стали по настоящему массовыми и вызывали огромный интерес у зрителей.