Тульский музей мотоциклов:
300 реликвий под одной крышей

13

Я уже давно собирался посетить тульский музей мотоциклов «Мото Авто Арт», но попасть туда получилось лишь сейчас. И хорошо, ведь теперь, после посещения Ирбитского и Ижевского музеев, а также большого количества московских экспозиций, мне есть с чем сравнить.


Расположен музей в посёлке недалеко от Тулы, в доме с невзрачной вывеской, глядя на которую никогда не догадаешься, какие сокровища хранятся за ней. Изначально музей представлял из себя частную коллекцию Леонида Павловича Зякина, а спустя 30 лет, коллекция получила официальный статус. Неудивительно, ведь помимо самого полного собрания серийной советской техники всех мастей, в музее собраны прототипы Тульского Мотоциклетного Завода, выпущенные единичными экземплярами или сделанные лишь в качестве макета по наброскам дизайнеров.


Л-300 «Красный Октябрь», сделанный на Ленинградском заводе – настоящая реликвия!
Л-300 «Красный Октябрь», сделанный на Ленинградском заводе – настоящая реликвия!


Начинается экспозиция с самых главных и ценных экспонатов, стоящих в уютном зале – редчайших Л-300 «Красный Октябрь», ИЖ-7, ИЖ-8 и ТИЗ АМ-600.

«Красный октябрь» – первый серийный советский мотоцикл, выпускавшийся в Ленинграде с 1930-го по 1938-й год. Экспонат в идеальном состоянии – настоящая реликвия и мечта любого коллекционера. За ним стоит ИЖ-7 – родной брат, выпущенный по ленинградским чертежам на Ижевском мотоциклетном заводе в 1933 году и его доработанная версия ИЖ-8, выпускавшаяся в период с 1938 по 1940-е годы.


Редкий экспонат – ИЖ-7, производившийся с 1933 по 1938 год.
Редкий экспонат – ИЖ-7, производившийся с 1933 по 1938 год.


Последнем в зале стоит мотоцикл ТИЗ АМ-600 – малоизвестный продукт Таганрогского Инструментального Завода. В отличие от Л-300 и ИЖей, ТИЗ не пытался претендовать на оригинальность и являлся лицензионной копией британского BSA Sloper, адаптированного под советское производство из дюймовых размерностей крепежа в метрические. Тем не менее, мотоцикл хорошо зарекомендовал себя, прослыв надёжным и долговечным аппаратом. Выпущено их было совсем немного, а до наших дней и вовсе дожили единицы.
 

Коллекция тяжелых мотоциклов – рай для любого «опозитчика».
Коллекция тяжелых мотоциклов – рай для любого «оппозитчика».


В конце зала – стена с редкими архивными фотографиями 30-х годов: ДТП с мотоциклом 1925 года, первые мотоциклетные слёты и пробеги, а главное – тульский мотоцикл Токарева-Мауэра, построенный в 1929 году! Оказывается, Тула, наравне с Ижевском и Ирбитом, тоже претендует на звание мотоциклетной столицы России. Более того, видимо именно в Туле отечественные мотоциклы впервые попали на кольцевой мототрек, построенный в начале тридцатых годов.


Moscow Raceway говорите? Почти 90 лет назад по тульскому треку уже гоняли мотоциклы!
Почти 90 лет назад по тульскому треку уже гоняли мотоциклы – Moscow Raceway отдыхает!


А мы отправляемся в следующий зал, где воссоздана атмосфера советского гаража, за которым находится помещение с тяжелыми оппозитами. Благоговейный трепет в этой части музея испытает любой фанат мотоциклов, хоть импортных, хоть отечественных.


Милицейский «Урал» от обычного отличался многими деталями и сегодня представляет большую историческую ценность.
Милицейский «Урал» от обычного отличался многими деталями и сегодня представляет большую историческую ценность.


Среди «Уралов» и «Днепров» всех годов и модификаций, выделяются милицейский «Урал» и неплохо сохранившийся ИМЗ «Вояж» – весьма популярный в конце девяностых байк . Представлены в зале и кроссовые модели, среди которых затесался Harley-Davidson VLA.


Во времена СССР большинство Harley-Davidson VLA выглядели именно так.
Во времена СССР большинство Harley-Davidson VLA выглядели именно так.


Стоит он здесь не просто так – во время Великой Отечественной войны довольно много этих мотоциклов мы получили по ленд-лизу, а в 60-х VLA считали просто старым мотоциклом, при первый возможности стараясь от него избавиться и заполучить вожделенный новый «Урал». Знал бы кто, как изменится ценность этих двух машин спустя полвека…


«Красный угол» с собранием редких мопедов советской эпохи.
«Красный угол» с собранием редких мопедов советской эпохи.


В конце зала – небольшая экспозиция экспериментальных мопедов и линейка мотоциклов «Минск», начинающаяся с копии немецкого DKW 125 – мотоцикла М-1 «Москва». Собрание полное и несмотря на то, что все экспонаты стоят довольно плотно, проследить эволюцию минских машин не составит ни малейшего труда.
 

DKW 125 стал прародителем не только для минских мотоциклов, но и для многих других ныне известных мировых брендов.
DKW 125 стал прародителем не только для минских мотоциклов, но и для многих других ныне известных мировых брендов.


За ними – зал с иномарками всех мастей и годов. Думаю, про каждый из этих мотоциклов можно написать если не энциклопедию, то как минимум полноценную статью, поэтому пробежимся лишь по самым интересным.

Почти все экспонаты комплектные, но не восстановленные, а абсолютно «живые» и пропитанные временем
Почти все экспонаты комплектные, но не восстановленные, а абсолютно «живые» и пропитанные временем


Например BMW R35, изначально строившийся как бюджетная модель, имел всего половину «оппозита» – один цилиндр, расположенный вертикально. Объём – общепринятые в то время 350 «кубиков». Аналогии с новым G310R напрашиваются сами собой!

 

Прародитель современного G310R, 350-кубовый BMW R35
Прародитель современного G310R – 350-кубовый BMW R35


А вот мотоцикл с эмблемой «Audi» на баке. Немногие знают, что эмблема в виде четырёх колец символизирует концерн «Авто Юнион», входил в который и мотоциклетный гигант NSU, поэтому покупка бренда Ducati концерном Volkswagen Group вполне логична – история развивается по спирали.


Знакомый логотип? Четыре кольца – символ немецкого автоконцерна Auto Union
Знакомый логотип? Четыре кольца – символ немецкого автоконцерна Auto Union


В конце зала – кроссовые и спидвейные мотоциклы, а также полное собрание чешских мопедов и небольшая подборка раритетных Jawa, в том числе – с колясками Velorex. Впрочем, именно завод «Ява», в отличие от многих других, жив до сих пор и продолжает выпускать мотоциклы, мало чем отличающиеся от стоящего в музее Jawa 638.


Чешские мопеды и мотоциклы бывшие едва ли не самыми желанными иномарками тех лет – эталон дизайна и практичности
Чешские мопеды и мотоциклы бывшие едва ли не самыми желанными иномарками – эталон дизайна и практичности тех лет


Но главная причина поехать в музей Леонида Павловича Зякина – самая полная коллекция Тульского Мотоциклетного Завода. По словам директора, в музее представлены все модели, когда либо выпускавшиеся ТМЗ: от серийных мотороллеров и их грузовых и колясочных модификаций, до прототипов, выполненных в единственном экземпляре.


Экспозиция тульских мотороллеров – самая полная в стране. От первых Т200 до самых последних «Муравьев».
Экспозиция тульских мотороллеров – самая полная в стране. От первых Т200 до самых последних «Муравьев».


Помимо мотороллеров, в музее хранятся и тульские мотоциклы, а главное – перспективные модели, так и не пошедшие в серию, по которым очень хорошо видно, что и в дизайне и в инжиниринге от японцев мы не отставали.


Коллекция тульских мотоциклов впечатляет – представлены как серийные модели, так и малоизвестные прототипы.
Коллекция тульских мотоциклов впечатляет – представлены как серийные модели, так и малоизвестные прототипы.


Впечатляют и грузовые модели, прототипы которых стоят в «тульском» зале. Увы, в серию они тоже не пошли, хотя шансы завоевать покупателей у них, безусловно, были. По крайней мере, индийский Bajaj, презентовавший аналогичный трайк Maxima, в это верит.


Грузовые трехколесники пытались развивать не только в Индии
Грузовые трёхколесники пытались развивать не только в Индии


В последнем зале cобраны все серийные модели мотоциклов ИЖ, включая последнюю заводскую модель «Юнкер» с дисковыми тормозами и мотором с жидкостным охлаждением, а также продукция Ковровского завода – «Восходы», несколько рядов «Риг» и целая подборка мопедов «ЗИД».


В музее представлены как «стоковые» серийные машины, так и спортивные кольцевые и кроссовые болиды
В музее представлены как «стоковые» серийные машины, так и спортивные кольцевые и кроссовые болиды


Лично для меня, главным экспонатом из всего многообразия стал далеко не самый приметный и не самый известный мотоцикл, названный его создателями «Баксан». Аппарат интересен, во-первых, своей полноприводной трансмиссией, а во-вторых, тем, что именно этот байк, покорил вершину Эльбруса под управлением Ивана Валентиновича Ксенофонтова во время его экспедиции в 2001 году. После этого про мотоцикл все забыли и последние 15 лет он провёл в коридоре редакции журнала «Мото». Сейчас «Баксан» передали музею и теперь посмотреть на него могут все желающие!


Спустя 15 лет забвения «Баксан» занял свое заслуженное место в одном из лучших мотоциклетных музеев страны.
Спустя 15 лет забвения «Баксан» занял свое заслуженное место в одном из лучших мотоциклетных музеев страны.


На этом экспозиция заканчивается, но для меня хозяин музея сделал исключение и показал ещё и их собственную реставрационную мастерскую, где сейчас заканчиваются работы над уникальным мотороллером.


Мотороллер под названием "Метеор" не увидел конвейер, так и оставшись в единственном экземпляре.
Мотороллер под названием «Метеор» не увидел конвейер, так и оставшись в единственном экземпляре.


У музея огромные планы на будущее, как по приобретению новых экспонатов, так и по реставрации уже имеющихся, но и в нынешнем виде он отлично показывает всё многообразие и развитие советской мотоциклетной промышленности. И в нём непременно стоит хотя бы однажды побывать.
 

За скромной вывеской скрываются несметные богатства!

 



Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter или Google+, чтобы узнавать о самом интересном из мира мотоциклов.

13
Написал 7 марта 2017 в 18:25
Рассказать
Комментарии1

Добавил в список мест к посещению

NoAdO
28 лет, Москва,
#1817 на сайте с 09.02.2017.
8
43 87
13 марта 2017 в 13:04 Ответить
1
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии