История WSBK:
30 лет побед и поражений

6

В преддверии нового сезона WSBK, мы решили вспомнить историю этой гоночной серии и подробно рассказать, чем же она отличается от всех остальных.


Superbike World Championship – одно из самых крупных и успешных спортивных состязаний, этапы которого, помимо Европы, проходят в США и в Австралии, а до начала двухтысячных некоторые заезды проходили в Японии. К слову, этап FIM Superbike World Championship приезжал и в Россию, ведь гоночный трек европейского уровня, с недавних пор, есть и у нас.


Первый российский этап без преувеличения можно назвать знаковым событием для российского спорта
Первый российский этап WSBK 2012 без преувеличения можно назвать знаковым событием для российского спорта


История World SBK началась в шестидесятых, когда в Америке стали гоняться на слегка доработанных серийных мотоциклах. Вплоть до конца 80-х эта гонка не покидала пределы Нового Света и была локальным событием. Лишь после выхода на мировую арену в 1988-м, «Супербайк» приобрёл нынешний вид и стал таким, каким мы его знаем сегодня.


Перед стартом первого мирового этапа Супербайка 1988. Фото – mnz100.blogspot.com
Перед стартом первого мирового этапа чемпионата Супербайка 1988. Фото – mnz100.blogspot.com


В первом мировом чемпионате 1988 года победа досталась команде Honda, причём с таким внушительным отрывом от европейских V-образников, что организаторам пришлось изменить технический регламент следующих гонок, чтобы уравнять шансы.

По новым правилам рабочий объём двухцилиндровых двигателей ограничивался 1000 см3, а для четырёхцилиндровых – 750 см3. Благодаря новому регламенту и кропотливой работе своих инженеров, Ducati становилась чемпионом WSBK аж 14 раз! Именно с этого момента начали расти объёмы двигателей итальянских спортбайков, в то время, как японские производители долгое время оставались верны традициям гонки.


Ducati 916 - мотоцикл навсегда вписавший имя итальянской компании в историю мирового спорта. Фото – KAPPA
Ducati 916 – мотоцикл, навсегда вписавший имя итальянской компании в историю мирового спорта. Фото – KAPPA


Но не стоит обвинять команды, пролоббировавшие послабления для своих мотоциклов, в жульничестве. Итальянцы хотя бы ехали на заводских машинах, в то время как в Honda просто выпускали гоночного монстра в свободную продажу небольшой серией, которой было достаточно для омологации. Одной из таких, ныне культовых омологационных машин стал спортбайк Honda RVF 750 RC45.


Первый мотоцикл, выигравший WSBK в 1988 году. Фото – Knighter101
Мотоцикл Honda RVF 750, выигравший первую мировую серию WSBK в 1988 году. Фото – Knighter101


В то время как в стране восходящего солнца правил стандарт в виде рядных «четвёрок» объёмом 750cc, итальянские «двойки» щеголяли 900-кубовыми силовыми агрегатами. Не изменилась картина и сегодня – японские четырёхцилиндровые «литры» едут наравне с 1200-кубовыми твинами.


И его близкий родственник, ныне являющийся мечтой любого коллекционера. Фото –Zombie Drive
Близкий родственник RVF 750, ныне являющийся мечтой любого коллекционера. Фото – Zombie Drive


Впрочем, нужно отдать должное и японцам, строившим весьма успешные спортбайки с V-образными двухцилиндровыми силовыми агрегатами. В связи с этим, в 2003-м году организаторы отменили послабления и вновь уровняли объёмы двигателей – вне зависимости от компоновки и количества поршней, объём двигателей всех мотоциклов участников не должен был превышать 1000 кубических сантиметров.


Появившийся Honda VTR 1000 RC51 SP2, уложил Ducati ее же оружием - мотором V2. Фото – bazamoto.ru
Honda VTR 1000 RC51 SP2 уложил Ducati её же оружием – мотором V2. Фото – Bazamoto.ru


Honda, Suzuki и Kawasaki снова начали оккупировать подиумы один за другим и объёмы «двоек» вновь разрешили увеличить. Новый регламент принятый в 2008 году позволил «расточить» двигатели до 1200 см3.


Отмена послаблений для моторов V2 превратила чемпионат мира в гонку японских производителей. Фото – WorldSBK
Отмена послаблений для моторов V2 превратила чемпионат мира в гонку японских производителей. Фото – WorldSBK


В разное время в гонке выступали такие культовые итальянские производители как Benelli, Bimota и MV Agusta. В 2012 году KTM также планировал принять участие в WSBK со своим RC8R, однако большим планам австрийцев сбыться было не суждено – мотоцикл сняли с производства и не заменили новым. Сегодня из европейских производителей в супербайке представлены лишь Aprilia, Ducati, BMW и Triumph.


Гоночный прототип KTM RC16. Фото – Dueroute
Гоночный прототип KTM RC16. Фото – Dueroute


Гонки супербайка очень важны для производителей, не жалеющих средств на поддержку заводских команд и совершенствование мотоциклов, ведь победа в соревнованиях подобного уровня обеспечит рост популярности и увеличение объёма продаж. Этим и интересен WSBK, ведь гонка идет практически на серийных байках, которые может купить любой желающий!

Разумеется, без тюнинга не обходится – «слепой» облегчённый пластик, регулируемые подножки, специальные клипоны и радиаторы регламент допускает, но лишь в мере, радикально не затрагивающей основную конструкцию мотоцикла. Именно поэтому на серийных спортбайках Ducati в версии R можно увидеть титановые шатуны или возможность регулировки высоты оси маятника и геометрии рулевой колонки.


Супербайки Ducati в версии R всегда выделялись на фоне других серийных мотоциклов. Фото – Ducati
Супербайки Ducati в версии R всегда выделялись на фоне других серийных мотоциклов. Фото – Ducati


Помимо класса «супербайка», где изменений и возможностей модернизации больше, есть ещё и 600-кубовый зачёт – так называемый «суперспорт». SSP возможностей модификации вообще практически лишен, даже покрышки пилоты обязаны использовать «гражданские». Кроме того, в рамках WSBK проходят заезды Superstock 1000 FIM Cup и Superstock 600 European Championship, где участвуют серийные мотоциклы практически без доработок.


В отличии от «Супербайка», «Суперсток» оставляет еще меньше возможностей для доработки и тюнинга. Фото – BMW
В отличие от SBK, класс Superstock оставляет ещё меньше возможностей для доработки и тюнинга. Фото – BMW Italia


Сама гонка «супербайка», как правило, начинается с тренировочных заездов и квалификации, после чего проводится непосредственно соревнование. Обычно это две гонки с двухчасовым перерывом между ними, во время которого у пилотов есть возможность подумать над тактикой, а у механиков – выбрать более подходящую резину и «поиграть» с настройками.

Победители, как не трудно догадаться, получают максимальное количество очков – 25, все последующие меньше: начиная со второго – 20 и так вплоть до 15-го участника, получающего 1 очко. Пилоты, финишировавшие дальше 15-го места не получают ничего, а баллы лидеров суммируются и по их результатам в конце сезона становится ясно имя чемпиона.


Посмотрим, кто возьмет "золото" в нынешнем сезоне! Фото – Ducati
Посмотрим, кто возьмет «золото» в сезоне 2017! Фото – Ducati


Нынешний сезон, стартующий 24 февраля, обещает быть крайне интригующим – команды уже представили свои мотоциклы и участников, поделились результатами «зимних» тестов и готовы выйти на трек австралийского Филипп-Айленда.


WSBK, супербайк омоймот, шоссейно-кольцевые мотогонки

 



Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter или Google+, чтобы первым узнавать о самых интересных событиях мотоспорта.


Фото на обложке – WorldSBK

6
Написал 22 февраля 2017 в 18:45
Рассказать
Комментарии0
Комментариев пока нет :(
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии