В преддверии нового сезона WSBK, мы решили вспомнить историю этой гоночной серии и подробно рассказать, чем же она отличается от всех остальных.
Superbike World Championship – одно из самых крупных и успешных спортивных состязаний, этапы которого, помимо Европы, проходят в США и в Австралии, а до начала двухтысячных некоторые заезды проходили в Японии. К слову, этап FIM Superbike World Championship приезжал и в Россию, ведь гоночный трек европейского уровня, с недавних пор, есть и у нас.
Первый российский этап WSBK 2012 без преувеличения можно назвать знаковым событием для российского спорта
История World SBK началась в шестидесятых, когда в Америке стали гоняться на слегка доработанных серийных мотоциклах. Вплоть до конца 80-х эта гонка не покидала пределы Нового Света и была локальным событием. Лишь после выхода на мировую арену в 1988-м, «Супербайк» приобрёл нынешний вид и стал таким, каким мы его знаем сегодня.
Перед стартом первого мирового этапа чемпионата Супербайка 1988. Фото – mnz100.blogspot.com
В первом мировом чемпионате 1988 года победа досталась команде Honda, причём с таким внушительным отрывом от европейских V-образников, что организаторам пришлось изменить технический регламент следующих гонок, чтобы уравнять шансы.
По новым правилам рабочий объём двухцилиндровых двигателей ограничивался 1000 см3, а для четырёхцилиндровых – 750 см3. Благодаря новому регламенту и кропотливой работе своих инженеров, Ducati становилась чемпионом WSBK аж 14 раз! Именно с этого момента начали расти объёмы двигателей итальянских спортбайков, в то время, как японские производители долгое время оставались верны традициям гонки.
Ducati 916 – мотоцикл, навсегда вписавший имя итальянской компании в историю мирового спорта. Фото – KAPPA
Но не стоит обвинять команды, пролоббировавшие послабления для своих мотоциклов, в жульничестве. Итальянцы хотя бы ехали на заводских машинах, в то время как в Honda просто выпускали гоночного монстра в свободную продажу небольшой серией, которой было достаточно для омологации. Одной из таких, ныне культовых омологационных машин стал спортбайк Honda RVF 750 RC45.
Мотоцикл Honda RVF 750, выигравший первую мировую серию WSBK в 1988 году. Фото – Knighter101
В то время как в стране восходящего солнца правил стандарт в виде рядных «четвёрок» объёмом 750cc, итальянские «двойки» щеголяли 900-кубовыми силовыми агрегатами. Не изменилась картина и сегодня – японские четырёхцилиндровые «литры» едут наравне с 1200-кубовыми твинами.
Близкий родственник RVF 750, ныне являющийся мечтой любого коллекционера. Фото – Zombie Drive
Впрочем, нужно отдать должное и японцам, строившим весьма успешные спортбайки с V-образными двухцилиндровыми силовыми агрегатами. В связи с этим, в 2003-м году организаторы отменили послабления и вновь уровняли объёмы двигателей – вне зависимости от компоновки и количества поршней, объём двигателей всех мотоциклов участников не должен был превышать 1000 кубических сантиметров.
Honda VTR 1000 RC51 SP2 уложил Ducati её же оружием – мотором V2. Фото – Bazamoto.ru
Honda, Suzuki и Kawasaki снова начали оккупировать подиумы один за другим и объёмы «двоек» вновь разрешили увеличить. Новый регламент принятый в 2008 году позволил «расточить» двигатели до 1200 см3.
Отмена послаблений для моторов V2 превратила чемпионат мира в гонку японских производителей. Фото – WorldSBK
В разное время в гонке выступали такие культовые итальянские производители как Benelli, Bimota и MV Agusta. В 2012 году KTM также планировал принять участие в WSBK со своим RC8R, однако большим планам австрийцев сбыться было не суждено – мотоцикл сняли с производства и не заменили новым. Сегодня из европейских производителей в супербайке представлены лишь Aprilia, Ducati, BMW и Triumph.
Гоночный прототип KTM RC16. Фото – Dueroute
Гонки супербайка очень важны для производителей, не жалеющих средств на поддержку заводских команд и совершенствование мотоциклов, ведь победа в соревнованиях подобного уровня обеспечит рост популярности и увеличение объёма продаж. Этим и интересен WSBK, ведь гонка идет практически на серийных байках, которые может купить любой желающий!
Разумеется, без тюнинга не обходится – «слепой» облегчённый пластик, регулируемые подножки, специальные клипоны и радиаторы регламент допускает, но лишь в мере, радикально не затрагивающей основную конструкцию мотоцикла. Именно поэтому на серийных спортбайках Ducati в версии R можно увидеть титановые шатуны или возможность регулировки высоты оси маятника и геометрии рулевой колонки.
Супербайки Ducati в версии R всегда выделялись на фоне других серийных мотоциклов. Фото – Ducati
Помимо класса «супербайка», где изменений и возможностей модернизации больше, есть ещё и 600-кубовый зачёт – так называемый «суперспорт». SSP возможностей модификации вообще практически лишен, даже покрышки пилоты обязаны использовать «гражданские». Кроме того, в рамках WSBK проходят заезды Superstock 1000 FIM Cup и Superstock 600 European Championship, где участвуют серийные мотоциклы практически без доработок.
В отличие от SBK, класс Superstock оставляет ещё меньше возможностей для доработки и тюнинга. Фото – BMW Italia
Сама гонка «супербайка», как правило, начинается с тренировочных заездов и квалификации, после чего проводится непосредственно соревнование. Обычно это две гонки с двухчасовым перерывом между ними, во время которого у пилотов есть возможность подумать над тактикой, а у механиков – выбрать более подходящую резину и «поиграть» с настройками.
Победители, как не трудно догадаться, получают максимальное количество очков – 25, все последующие меньше: начиная со второго – 20 и так вплоть до 15-го участника, получающего 1 очко. Пилоты, финишировавшие дальше 15-го места не получают ничего, а баллы лидеров суммируются и по их результатам в конце сезона становится ясно имя чемпиона.
Посмотрим, кто возьмет «золото» в сезоне 2017! Фото – Ducati
Нынешний сезон, стартующий 24 февраля, обещает быть крайне интригующим – команды уже представили свои мотоциклы и участников, поделились результатами «зимних» тестов и готовы выйти на трек австралийского Филипп-Айленда.
Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter или Google+, чтобы первым узнавать о самых интересных событиях мотоспорта.
Фото на обложке – WorldSBK