Байкал на мотоцикле: Кругобайкальская железная дорога и «лыжа»

7

В отличие от Байкала, Кругобайкальская железная дорога сегодня известна далеко не многим. А между тем, этот памятник человеческой воле, мощи царской России и инженерному гению ничуть не менее интересен, чем озеро, по берегу которого идут пути. Этот участок Транссибирской железнодорожной магистрали стал наиболее сложным и дорогим, и именно его строительство потребовало особых усилий, а после его завершения Кругобайкалка заслуженно называлась золотой пряжкой железного пояса России.


Первые изыскательные работы здесь начались ещё в 1846 году, но непосредственно строительство стартовало лишь в 1899. На километр пути приходится чрезвычайно много тоннелей, галерей и мостов, построенных руками людей, не имевших в своем распоряжении никакой строительной техники. На Википедии строительство и жизнь дороги описана во всех подробностях и желающие наверняка найдут ответы на все вопросы, а я лишь дополню краткий пересказ тем, что в 40-х годах прошлого века дорогу дополнили вторым путём, превратив в двухпутную, а уже к 50-м годам дорога свое стратегическое значение потеряла.


Строительство виадука длиной 35 саженей на Кривой Губе
Строительство виадука на Кривой Губе


На смену паровозам пришли электровозы, способные брать большие подъёмы, для них построили новый участок Транссиба, в обход Байкала, а гордость и достижение Российской Империи превратилась в обычную железную дорогу, связывающую немногочисленные поселки, расположенные прямо на станциях, чуть позже став туристическим объектом, по которому сегодня паровоз катает всех желающих.
 

Первая часть мотоприключений на Байкале:
Байкал на мотоцикле: русский Бонневилль

 

В любом случае, это чрезвычайно красивое место, цепляющее своей историей и масштабом, производящее не меньшее впечатление, чем какой-нибудь греческий храм или амфитеатр. Именно здесь я и мечтал прохватить на мотоцикле, или, хотя бы просто однажды оказаться. И пусть езда на самодельной дрезине по рельсам не законна, бывшая когда-то двухпутной, а сегодня однопутная дорога, почти везде позволяет проезжать рядом с рельсами, используя уже недействующие и давно заброшенные мосты и тоннели.


Виадук, наши дни
Виадук на Кривой Губе, наши дни


Здесь-то кроссовая «шашка» и показала себя во всей красе, уверенно копая снег и толкая тяжеленный мотоцикл вперёд по нечищенному снегу. Сказать, что исполнилась мечта – нельзя, всё же езда на дрезине по рельсам и езда рядом с рельсами не одно и тоже, поверьте мне, как человеку, ездившему на дрезине по узкоколейке в Северодвинске, но даже в таком формате действие выглядит сюрреалистично. Старинная каменная кладка, ощущение, будто ты едешь не по брошенным путям, а по древней дороге, проложенной давно стёртой с лица земли цивилизации, к таинственному храму.


Рядом зачем-то построили новый мост, что нам только на руку
Рядом зачем-то построили новый железнодорожный мост, однако нам это только на руку


И, учитывая, что приближаться к действующему пути нельзя, а использовать можно лишь заброшенный, дорога отнюдь нелегка. Даже обычные сугробы из разряда неприятностей за секунду могут перейти в разряд реальных опасностей – подскочившая вверх коляска, переворот на левый бок и я, чудом не свалившийся в щель между старым и новым мостами. Высота метров десять, а то и пятнадцать, внизу камни и лёд, к такому меня всю жизнь готовили компьютерные игры!


Между двумя путями спрятался пятнадцатиметровый провал
Между двумя путями спрятался пятнадцатиметровый провал

 

Под снегом не видно камней и бревен, напороться на препятствие проще простого, но небольшая скорость прощает всё – уткнулся, свалился с мотоцикла, залез в седло и попилил дальше, главное упорство. Ну и немного упоротости, без неё тут делать нечего. Сказать, что я не делал ничего более крутого на мотоцикле – погрешить против истины, включающей в себя туже Неглинку, однако, путешествие по Кругобайкалке определенно стало крутейшим.


#Великая Красная Акула достойно сносила тяготы пути, потеряв, правда кофр
#Великая Красная Акула достойно сносила тяготы пути, потеряв, правда, боковой кофр

 

Жаль, что закончилось оно довольно быстро – заброшенный участок завершился толи разобранным, толи рухнувшим мостом, дорога становилась однопутной и уходила в тоннель. Поезда? В теории в это время года здесь ходит лишь один тепловоз с парой вагонов, который местные называют Мотаней, и, по словам тех же местных, сегодня он уже проходил и пусть свободен, но ещё стоя на льду Байкала мы встретили сначала поезд, а позже и грузовой кран… Движение поездов оживленное, и встречаться с ними решительно не хотелось – пришлось развернуться и вернуться назад тем же путем не доехав до следующего посёлка, где можно съехать на лёд.


Местами на пути встречаются неиспользуемые тоннели
Местами на пути встречаются неиспользуемые тоннели

 

Возвращаться было немного досадно, однако, спустившись вниз и отправившись по льду вдоль дороги, ощущение незавершенности выветрилось – мне достался не только короткий, но и самый интересный участок дороги, чем сильнее мы отдалялись от поселка Ангасолка в сторону Листвянки, тем проще становилась дорога, проложенная прямо вдоль берега. Интересные участки на ней тоже были, но их я когда-нибудь увижу из окна поезда, вернувшись сюда ещё, а пока стоит насладиться их видом снаружи, благо с этого ракурса они не менее интересны.


Давняя мечта осуществлена!Давняя мечта осуществлена!


В начале текста я упоминал про лыжи, идея которых пришла в самый последний момент. Зачем они нужны до конца не понимал никто, тем более, что испытания в московских гаражах показали, что толку в снегу от них нет никакого. Но не пропадать же добру, да и картинка получается интересная: колясыч, превращающийся в сноубайк – аппарат, достойный роли в саге о Джеймсе Бонде!


Несмотря на кажущуюся бесполезность конструкции, мы решили испытать её в деле
Несмотря на кажущуюся бесполезность конструкции, мы решили испытать её в деле


На льду лыжи не уместны – коньки только замедляют мотоцикл, да и управляемость не становится лучше, в глубоком снегу тоже не скользят, однако, для перегона по заснеженному льду длиной 90 километров мы их все же надели. И попали в точку. Да, тронуться на заснеженном льду мотоцикл с ними практически не может, приходится вылезать и подталкивать, однако, стоит ему набрать определенную скорость, хотя бы 20 километров в час, как вред от снегоходных артефактов на колесах начинает сменяться пользой.


Главное – начать движение, чтобы лыжа начала глиссировать
Самое сложное при использовании лыж – начать движение


Высота снежных заносов на льду постоянно меняется – в одном месте лед сверкает, будто открытая вода, в другом нога проваливается в снег по колено. На колесах по таким переметам чрезвычайно трудно, и если переднее колесо ещё кое-как может пробивать дорогу, то колясочное сразу упирается в снег и разворачивает мотоцикл. Другое дело лыжи – с набором скорости они выходят на глиссирование и даже не пытаются проваливаться в снег, сугроб практически любой высоты проскакивается как на снегоходе.


Благодаря лыжам, можно уверенно преодолевать внушительные сугробы и перемыт
Благодаря лыжам, можно уверенно преодолевать внушительные сугробы и переметы

 

Проваливаться мотоцикл начинает лишь задним колесом, но одно приводное и, учитывая размер шашек, уверенно разрывает любой снег, выплевывая мотоцикл вперед. Увы, даже при таких раскладах, шипов оказалось недостаточно, и разогнать мотоцикл до максимальных 70 км/ч можно так же, как и на голом льду, постоянно буксуя, слишком уж большое сопротивление у лыж. Зато отсутствие всех, кроме заднего, тормозных механизмов никак не ощущается – замедляется мотоцикл, как и любой сноубайк, эффективно без всяких манипуляций, просто отпусти газ.


Максимальная скорость мотоцикла на лыжах составила порядка 70 км/ч
Максимальная скорость мотоцикла на лыжах составила порядка 70 км/ч

 

А вот управляемость на лыжах – хуже не придумать, руль, даже при наличии демпфера, постоянно и сильно дергает, вырывает из рук, аппарат не стабилен и рыскает, стоит наткнуться на колею, оставленную автомобилем или снегоходом. Но правило езды на колясыче во всех ситуациях одно и то же – больше скорости и не ссать! Трясёт, страшно трясёт, но не более.


Для местных жителей поездки на колясыче по Байкалу не развлечение, а необходимость
Для местных жителей поездки на колясыче по Байкалу не развлечение, а необходимость


Говорят, что раз в году стреляет и палка. Среди десятков бесполезных приблуд, лыжи для дорожного мотоцикла именно в нашем случае сработали изумительно, так что этот опыт оказался на удивление удачным. Именно лыжи я бы взял с собой на Байкал, случись ещё раз оказаться здесь на мотоцикле зимой. И, конечно, пару сотен шипов, их здесь мало не бывает.


Несмотря на кажущуюся бесполезность конструкции, мы решили испытать её в деле
Если ехать на мотоцикле на Байкал зимой, то именно с лыжей!

 

Я мечтал об этой поездке три года и она, хоть и с рядом оговорок, удалась. Пять дней езды в один конец, пять в другой – не слишком высокая цена за два прекрасных дня, проведенных в этом, без преувеличения, волшебном месте. Сюда действительно хочется вернуться, не важно летом или зимой, время года не имеет значения.



За одну поездку нам удалось реализовать целый ряд давних желаний и планов

 

Русский Бонневилль? Не думаю, слишком уж много «но», однако, при должном усердии мотоциклетных отморозков и хорошем пиаре, можно попробовать убедить иностранцев в том, что Бонневилль это американский Байкал. Не знаю, зачем это нужно, какие вообще могут быть «зачем» у людей, выбравших мотоцикл? Мы же просто положили начало, которая, возможно, заинтересует кого-то ещё, заставив ставить всё новые и новые ледовые рекорды.



Совершённая нами экспедиция в очередной раз доказала возможность и целесообразность зимнего внутреннего мототуризма


Спасибо людям, разделившим со мной эту сумасшедшую поездку, а так же компаниям, побаловавших нас своими ништяками: MotodaRT за комплект из двух кроссовых колес Mitas, мотосалн «Байк Ленд» за зимний снегоходный шлем LS2Promoto за теплый комбинезон и перчатки Revit, мотосервис NWS за подготовку мотоцикла, компании Mitsubishi (ММС РУС) и УАЗ за предоставленные автомобили. Выражаем особою благодарность центру туризма «Горизонт» за помощь в организации и проведении съёмок.


Видеоверсия поездки на мотоцикле по Кругобайкальской железной дороге:


Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter, Youtube или Google+, чтобы первым читать отчёты о самых интересных путешествиях!

7
Написал Fedotov 14 апреля 2018 в 21:57
Рассказать
Комментарии3

На фото мост через реку Маритуй летом и зимой. Обратите внимание на высоту опор моста - такой слой льда здесь намерзает за зиму.

Fedotov 14 апреля 2018 в 22:52 Ответить
1

Fedotov, 

Dns 14 апреля 2018 в 23:00 Ответить
1

Dns, Господь терпел и вам велел.

Fedotov 14 апреля 2018 в 23:17 Ответить
0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии