В отличие от Байкала, Кругобайкальская железная дорога сегодня известна далеко не многим. А между тем, этот памятник человеческой воле, мощи царской России и инженерному гению ничуть не менее интересен, чем озеро, по берегу которого идут пути. Этот участок Транссибирской железнодорожной магистрали стал наиболее сложным и дорогим, и именно его строительство потребовало особых усилий, а после его завершения Кругобайкалка заслуженно называлась золотой пряжкой железного пояса России.
Первые изыскательные работы здесь начались ещё в 1846 году, но непосредственно строительство стартовало лишь в 1899. На километр пути приходится чрезвычайно много тоннелей, галерей и мостов, построенных руками людей, не имевших в своем распоряжении никакой строительной техники. На Википедии строительство и жизнь дороги описана во всех подробностях и желающие наверняка найдут ответы на все вопросы, а я лишь дополню краткий пересказ тем, что в 40-х годах прошлого века дорогу дополнили вторым путём, превратив в двухпутную, а уже к 50-м годам дорога свое стратегическое значение потеряла.
Строительство виадука на Кривой Губе
На смену паровозам пришли электровозы, способные брать большие подъёмы, для них построили новый участок Транссиба, в обход Байкала, а гордость и достижение Российской Империи превратилась в обычную железную дорогу, связывающую немногочисленные поселки, расположенные прямо на станциях, чуть позже став туристическим объектом, по которому сегодня паровоз катает всех желающих.
Первая часть мотоприключений на Байкале:
Байкал на мотоцикле: русский Бонневилль
В любом случае, это чрезвычайно красивое место, цепляющее своей историей и масштабом, производящее не меньшее впечатление, чем какой-нибудь греческий храм или амфитеатр. Именно здесь я и мечтал прохватить на мотоцикле, или, хотя бы просто однажды оказаться. И пусть езда на самодельной дрезине по рельсам не законна, бывшая когда-то двухпутной, а сегодня однопутная дорога, почти везде позволяет проезжать рядом с рельсами, используя уже недействующие и давно заброшенные мосты и тоннели.
Виадук на Кривой Губе, наши дни
Здесь-то кроссовая «шашка» и показала себя во всей красе, уверенно копая снег и толкая тяжеленный мотоцикл вперёд по нечищенному снегу. Сказать, что исполнилась мечта – нельзя, всё же езда на дрезине по рельсам и езда рядом с рельсами не одно и тоже, поверьте мне, как человеку, ездившему на дрезине по узкоколейке в Северодвинске, но даже в таком формате действие выглядит сюрреалистично. Старинная каменная кладка, ощущение, будто ты едешь не по брошенным путям, а по древней дороге, проложенной давно стёртой с лица земли цивилизации, к таинственному храму.
Рядом зачем-то построили новый железнодорожный мост, однако нам это только на руку
И, учитывая, что приближаться к действующему пути нельзя, а использовать можно лишь заброшенный, дорога отнюдь нелегка. Даже обычные сугробы из разряда неприятностей за секунду могут перейти в разряд реальных опасностей – подскочившая вверх коляска, переворот на левый бок и я, чудом не свалившийся в щель между старым и новым мостами. Высота метров десять, а то и пятнадцать, внизу камни и лёд, к такому меня всю жизнь готовили компьютерные игры!
Между двумя путями спрятался пятнадцатиметровый провал
Под снегом не видно камней и бревен, напороться на препятствие проще простого, но небольшая скорость прощает всё – уткнулся, свалился с мотоцикла, залез в седло и попилил дальше, главное упорство. Ну и немного упоротости, без неё тут делать нечего. Сказать, что я не делал ничего более крутого на мотоцикле – погрешить против истины, включающей в себя туже Неглинку, однако, путешествие по Кругобайкалке определенно стало крутейшим.
#Великая Красная Акула достойно сносила тяготы пути, потеряв, правда, боковой кофр
Жаль, что закончилось оно довольно быстро – заброшенный участок завершился толи разобранным, толи рухнувшим мостом, дорога становилась однопутной и уходила в тоннель. Поезда? В теории в это время года здесь ходит лишь один тепловоз с парой вагонов, который местные называют Мотаней, и, по словам тех же местных, сегодня он уже проходил и пусть свободен, но ещё стоя на льду Байкала мы встретили сначала поезд, а позже и грузовой кран… Движение поездов оживленное, и встречаться с ними решительно не хотелось – пришлось развернуться и вернуться назад тем же путем не доехав до следующего посёлка, где можно съехать на лёд.
Местами на пути встречаются неиспользуемые тоннели
Возвращаться было немного досадно, однако, спустившись вниз и отправившись по льду вдоль дороги, ощущение незавершенности выветрилось – мне достался не только короткий, но и самый интересный участок дороги, чем сильнее мы отдалялись от поселка Ангасолка в сторону Листвянки, тем проще становилась дорога, проложенная прямо вдоль берега. Интересные участки на ней тоже были, но их я когда-нибудь увижу из окна поезда, вернувшись сюда ещё, а пока стоит насладиться их видом снаружи, благо с этого ракурса они не менее интересны.
В начале текста я упоминал про лыжи, идея которых пришла в самый последний момент. Зачем они нужны до конца не понимал никто, тем более, что испытания в московских гаражах показали, что толку в снегу от них нет никакого. Но не пропадать же добру, да и картинка получается интересная: колясыч, превращающийся в сноубайк – аппарат, достойный роли в саге о Джеймсе Бонде!
Несмотря на кажущуюся бесполезность конструкции, мы решили испытать её в деле
На льду лыжи не уместны – коньки только замедляют мотоцикл, да и управляемость не становится лучше, в глубоком снегу тоже не скользят, однако, для перегона по заснеженному льду длиной 90 километров мы их все же надели. И попали в точку. Да, тронуться на заснеженном льду мотоцикл с ними практически не может, приходится вылезать и подталкивать, однако, стоит ему набрать определенную скорость, хотя бы 20 километров в час, как вред от снегоходных артефактов на колесах начинает сменяться пользой.
Самое сложное при использовании лыж – начать движение
Высота снежных заносов на льду постоянно меняется – в одном месте лед сверкает, будто открытая вода, в другом нога проваливается в снег по колено. На колесах по таким переметам чрезвычайно трудно, и если переднее колесо ещё кое-как может пробивать дорогу, то колясочное сразу упирается в снег и разворачивает мотоцикл. Другое дело лыжи – с набором скорости они выходят на глиссирование и даже не пытаются проваливаться в снег, сугроб практически любой высоты проскакивается как на снегоходе.
Благодаря лыжам, можно уверенно преодолевать внушительные сугробы и переметы
Проваливаться мотоцикл начинает лишь задним колесом, но одно приводное и, учитывая размер шашек, уверенно разрывает любой снег, выплевывая мотоцикл вперед. Увы, даже при таких раскладах, шипов оказалось недостаточно, и разогнать мотоцикл до максимальных 70 км/ч можно так же, как и на голом льду, постоянно буксуя, слишком уж большое сопротивление у лыж. Зато отсутствие всех, кроме заднего, тормозных механизмов никак не ощущается – замедляется мотоцикл, как и любой сноубайк, эффективно без всяких манипуляций, просто отпусти газ.
Максимальная скорость мотоцикла на лыжах составила порядка 70 км/ч
А вот управляемость на лыжах – хуже не придумать, руль, даже при наличии демпфера, постоянно и сильно дергает, вырывает из рук, аппарат не стабилен и рыскает, стоит наткнуться на колею, оставленную автомобилем или снегоходом. Но правило езды на колясыче во всех ситуациях одно и то же – больше скорости и не ссать! Трясёт, страшно трясёт, но не более.
Для местных жителей поездки на колясыче по Байкалу не развлечение, а необходимость
Говорят, что раз в году стреляет и палка. Среди десятков бесполезных приблуд, лыжи для дорожного мотоцикла именно в нашем случае сработали изумительно, так что этот опыт оказался на удивление удачным. Именно лыжи я бы взял с собой на Байкал, случись ещё раз оказаться здесь на мотоцикле зимой. И, конечно, пару сотен шипов, их здесь мало не бывает.
Если ехать на мотоцикле на Байкал зимой, то именно с лыжей!
Я мечтал об этой поездке три года и она, хоть и с рядом оговорок, удалась. Пять дней езды в один конец, пять в другой – не слишком высокая цена за два прекрасных дня, проведенных в этом, без преувеличения, волшебном месте. Сюда действительно хочется вернуться, не важно летом или зимой, время года не имеет значения.
За одну поездку нам удалось реализовать целый ряд давних желаний и планов
Русский Бонневилль? Не думаю, слишком уж много «но», однако, при должном усердии мотоциклетных отморозков и хорошем пиаре, можно попробовать убедить иностранцев в том, что Бонневилль это американский Байкал. Не знаю, зачем это нужно, какие вообще могут быть «зачем» у людей, выбравших мотоцикл? Мы же просто положили начало, которая, возможно, заинтересует кого-то ещё, заставив ставить всё новые и новые ледовые рекорды.
Совершённая нами экспедиция в очередной раз доказала возможность и целесообразность зимнего внутреннего мототуризма
Спасибо людям, разделившим со мной эту сумасшедшую поездку, а так же компаниям, побаловавших нас своими ништяками: MotodaRT за комплект из двух кроссовых колес Mitas, мотосалн «Байк Ленд» за зимний снегоходный шлем LS2, Promoto за теплый комбинезон и перчатки Revit, мотосервис NWS за подготовку мотоцикла, компании Mitsubishi (ММС РУС) и УАЗ за предоставленные автомобили. Выражаем особою благодарность центру туризма «Горизонт» за помощь в организации и проведении съёмок.
Видеоверсия поездки на мотоцикле по Кругобайкальской железной дороге:
Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter, Youtube или Google+, чтобы первым читать отчёты о самых интересных путешествиях!
На фото мост через реку Маритуй летом и зимой. Обратите внимание на высоту опор моста - такой слой льда здесь намерзает за зиму.
Fedotov,
Dns, Господь терпел и вам велел.