Байкал на мотоцикле:
русский Бонневилль

11

Самое глубокое и крупное озеро страны давно стало культовым местом для туристов всего мира, в числе которых оказался и я. Байкал поражает своей красотой в любое время года, а особенно зимой, ведь именно тогда поверхность воды затягивается непередаваемо красивым льдом. Казалось бы, при чем здесь мотоцикл?


Самые нетерпеливые читатели могут насладится красотами Байкала, начав с просмотра видеоотчёта о путешествии (18+):
 



Пролог

Идея поездки на Байкал родилась ещё весной 2015 года, сразу после путешествия по Неглинке. В то время я трудился в журнале «МОТО» и пытался делать по-настоящему интересные и необычные проекты.

Одним из таких проектов и стал Байкал, вернее не само озеро, а железная дорога, идущая вдоль него, о которой в подробностях я расскажу ниже. Идея заключалась в следующем – взять дешёвый китайский мотоцикл, снять резину с колёс, приделать некое подобие коляски и, водрузив его на рельсы, проехать по путям.



Те, кто хочет ездить по льду, а не царапать его знают – шипов много не бывает


Увы, плану не суждено было сбыться – история обещала вылететь в копеечку и затянуться минимум на пару недель в разгаре сезона, непозволительная роскошь для мотожурналиста. Проект лёг в стол и забылся, но желание никуда не делось и, наконец, уже в рамках портала Омоймот, воплотилось в жизни, пусть и несколько иначе.

Изначально планировалось строить дрезину из моего BMW K1100LT, у которого уже была коляска. И пусть во время путешествия в Норвегию она дважды чуть не оторвалась, да и сам мотоцикл имел кучу проблем, вроде текущей вилки и мертвой подвески коляски, задача проехать по железной дороге выглядела вполне реальной.



Бескрайние просторы Байкала похожи на то, что мы видели в кино про Бонневиль. Жаль, что сходство лишь внешнее.


Смешно сказать, но закупив все необходимые материалы и потратив время в сервисе на постройку, я выяснил, что езда по действующим железнодорожным рельсам в нашей стране грозит вполне реальной уголовной ответственностью. В последний момент вся работа пошла прахом, но включать «заднюю» было поздно, поэтому решено было поступить иначе: раз ездить непосредственно по рельсам нельзя, то, что мешает проехать рядом с ними?

Никакой опасности для окружающих людей и поездов, даже гипотетическая вероятность нанести вред путям исключается, а главное – ничего противозаконного. Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость, говаривал Остап Бендер, а мне остается лишь согласиться с ним. Вот только как проехать вдоль путей, если именно вокруг них снег особенно глубокий?



Лыжи на мотоцикле работают! Подробности – в следующей серии.


Пара расширителей лыж от снегохода «Буран», 10 минут работы сварочного аппарата и быстросъёмный комплект для превращения мотоцикла в сноубайк готов, а для уверенного зацепа место асфальтовой резины занял кроссовый баллон Mitas, в качестве дополнения получивший ещё и шипы. Едем!

К слову, на путешествии вдоль пути Кругобайкальской железной дороги задумки не кончились: ровный и бескрайний лёд Байкала так и подталкивал установить какой-нибудь скоростной рекорд. Увы, сделать это официально, с приглашением представителя Книги рекордов России и сертифицированными приборами, позволяющими с высокой точностью зафиксировать скорость, не вышло – слишком уж много захотели в Книге, больше ста тысяч рублей за один рекорд.



Навигатор Neoline Moto2 и рой экшн-камер – вот наши инструменты!


Непозволительная роскошь, и слишком высокий ценник за место в списке таких же сомнительных достижений. Хорошо, что Георгий Белов, участвовавший в обсуждении и, собственно, самой экспедиции, смекнул: сегодня нет никакого рекорда скорости мотоцикла с коляской на льду, так что нам ничего не мешает просто зафиксировать его на видео, сняв показания GPS-навигатора.

А отсутствие официальной записи в книге, назвавшей себя книгой рекордов, на состоятельность самого рекорда никак не влияет. А почему бы и нет? Тем более, что в редакции как раз недавно появился новенький мотонавигатор Neoline, способный, помимо прочего, показывать и реальную скорость, а значит, всё необходимое для рекорда у нас есть. Или нет?


Новый Mitsubishi L200 хорош на льду, особенно с отключенной стабилизацией
Новый Mitsubishi L200 хорош на льду, особенно с отключенной стабилизацией


До Байкала нужно ещё и добраться. Преодолеть 5200 километров на мотоцикле по зиме – реально, что подтвердила поездка в Норвегию, однако, удовольствие сомнительное. К тому же неизвестно, в какой кондиции мотоцикл доберется до Байкала, зато известно, что пилотам будет явно не до рекордов скорости и прочего безумия.

Именно поэтому для поездки мы взяли два автомобиля – новенький Mitsubishi L200, отлично зарекомендовавший себя во время новогодней поездки в Турцию и УАЗ «Профи». С Mitsubishi все понятно – идеальный автомобиль для путешествий с комфортным салоном, мощным мотором и приличной проходимостью, позволяющий играючи проезжать по полторы тысячи за день, а вот УАЗ… От жертв отечественного автопрома я не ждал ничего хорошего изначально, и, как оказалось, не напрасно.


Слово «качество» в Ульяновске понимают по-своему. Например, рычаг раздатки можно унести домой на ночь


Впрочем, за исключением чахлого мотора, едва разгонявшего грузовичок с мотоциклом в кузове до 100 километров в час и употреблявшего невменяемые 17 литров на сотню, будто старый американский фуллсайз, претензий к нему не было. Нормальная, рабочая машина, так ни разу по крупному и не сломавшаяся за весь пробег. Едем!

Дорога от Москвы до Иркутска, прошедшая через Казань, Екатеринбург, Омск, Красноярск и Новосибирск оказалась на удивление ровной и простой. Хороший асфальт располагал к превышениям скоростного режима, а с обилием камер на пути играючи справлялся радар-детектор Neoline G-Tech X27, со встроенным видеорегистратором и камерой заднего вида.


Увы, ровным лёд только кажется. На деле он больше похож на укатанную грунтовку или зимник.


В своих путешествиях я всегда стараюсь подвязываться на дорогу, ведь главное ехать, а не приезжать, но в этот раз все вышло иначе. Времени не много, а километров, напротив, в избытке – однообразная дорога не располагает к рассказу о большом путешествии: Поволжье, Урал, Сибирь, бесконечные лесовозы, березы, сосны, упрямая строка дороги и традиционная разруха вокруг оазисов придорожных кафе и заправок. Удивила разве что погода – пока Москву засыпало снегом и морозило так, что столбик термометра переваливал за -20, в Сибири градусник показывал -7, а снежок, хоть и шёл, на громкое слово «снегопад» претендовать никак не мог.



Дорога на Ольхон не имеет асфальта, но компании внедорожников это не проблема


Действительно насладиться происходящем вокруг удалось лишь в Иркутске – потрясающий город, изобилующий старинной архитектурой зацепил. Ни провинциальной лапотности, ни столичного пафоса, здесь будто оказываешься в России из параллельной реальности, ставшей богатой и зажиточной благодаря труду простых русских мужиков, знающих цену себе и своей земле, а не золотому нефтедолларовому дождю, с мокнущими под ним коробками из бетона с китайской позолотой. Удивительное место.


Красноярск – тот самый город с десятирублевой купюры


Здесь же наша компания встретилась с человеком по имени Сергей, ставшим нашим гидом на время экспедиции. Дело в том, что лед Байкала обманчив: метровая толщина не дает гарантии, что в следующую секунду ты не провалишься в только-только покрывшуюся ледяной коркой трещину, поэтому без ледового капитана спокойно выезжать можно лишь на специально оборудованные, официальные переправы, где совершенно нечего делать туристам.

К тому же легендарный прозрачный лед Байкала еще нужно найти – в зависимости от капризов погоды снег то засыпает бескрайнее стекло, то сдувается ветром, да и выездов на Кругобайкалку, доступных для мотоцикла не так уж и много, как ни крути, проводник необходим. К слову, Сергей не только водит экскурсии, но и владеет небольшим хостелом, посещение которого лишь усилило впечатление от города, описанное парой абзацев выше: деревянный терем конца восемнадцатого века, доведенный до современных европейских стандартов внутри (не путать с евроремонтом) в России встретишь не часто. Никакого ламината и натяжных потолков, вместо них великолепная реставрация, изысканные цвета, аккуратная современная мебель и старинные, кованные петли на дверях…

Серпантин на пути к Дивногорску захватывает дух и летом, чего говорить про время, когда он покрыт снегом и льдом


Но я отвлекся. Экскурсию по Иркутску оставим за скобками рассказа, сосредоточимся на главном – поездке на Байкал. Подготовка в последний момент и масса трудностей не позволяют с гордостью сказать, что намеченное удалось полностью, но и говорить о полном провале нельзя, каждая из намеченных частей удалась и в каждой, при должном старании, можно было бы добиться большего успеха. И хотя на всё, описанное ниже, ушло всего два дня, для удобства повествования я разобью текст на три части, в каждой из которых расскажу о всех победах и поражениях.


Часть 1: Русский Бонневилль

Пожалуй, каждый мотоциклист так или иначе слышал об американском соляном озере Бонневилль. Уникальность его заключается в абсолютно ровной поверхности из засохшей соли, простирающейся на десятки миль и идеально подходящей для езды с максимально возможной скоростью. На планете не так уж и много мест, где можно ехать так быстро, как может техника, без оглядки на прочие переменные, благодаря чему именно Бонневилль стал Меккой для адреналиновых торчков всего мира. Не верите? Посмотрите голливудскую картину «Самый быстрый Indian», снятую на основе вполне реальной и далеко не единичной истории.


Высаженная батарейка не проблема, когда во круг столько аккумуляторов на колёсах!


Хорошее озеро, даже очень, но, если верить телевизионным ведущим и правительству, то нигде в мире нет ничего такого, что Русский мир не мог бы сделать лучше. Импортозамещение же! И если заменить кокаколу – квасом, виски – водкой, а Турцию – Крымом до конца так и не вышло, то почему не попробовать с географическими объектами, тем более, что по всем параметрам Байкал даст сто очков вперед любому Бонневиллю.

Конец февраля и начало марта – лучшее время для покатушек по льду. В это время он набирает максимальную толщину, а мороз напротив, отступает. Именно тогда делается большинство удивительно красивых фотографий по-настоящему уникального льда и потрясающих пейзажей, и именно этот момент улучшили мы для установки рекорда скорости.


Фотография не передает и десятой доли тамошней красоты, поверьте мне, это нужно увидеть своими глазами


Автомобильные рекорды на льду Байкала уже ставились и вполне официально, однако, бюджеты рекордсменов выбивались далеко за рамки наших возможностей, от которых мы и отталкивались. Подготовка к заезду, осуществлявшаяся нашим техническим партнером, свелась к замене масла в моторе и задней тормозной магистрали, а так же переобувки мотоцикла в кроссовую резину Mitas, предоставленную компанией MotodaRT, которую мы ещё и дополнительно зашиповали.

Текущие сальники вилки, безнадежно мертвый амортизатор коляски и многие другие неисправности сервисмены вынесли за скобки, на скорость не влияет! Заводится, едет, что ещё нужно для полного счастья? Идеально ровный лед.



Снег со льда сдувает лишь на открытых пространствах, у берега снега не мало и преодолеть его не всегда просто


Его наш проводник нашел на спутниковых снимках недалеко от острова Ольхон, где ветра традиционно выдувают всё, что так или иначе попадает на лёд, оставляя его чистым, как только что протёртое стекло. И не беда, что от Иркутска до него более 300 километров, встанем пораньше.

Здесь же вылезли и первые сложности – ошиповки оказалось недостаточно, мотоцикл, хоть и пытался уверенно разгоняться и тормозить, рулился непросто. Вдобавок, хоть и совсем крошечные, но снежные переметы на льду всё же были, что для аппарата с неисправными подвесками становилось реальной проблемой.

 

Реальную опасность трещины представляют лишь в свежем виде, после промерзания, езда по ним вполне безопасна


Впрочем, к чёрту проблемы! Оказавшись на льду за рулём колясыча думать о них нет никакой возможности – бескрайняя ледяная равнина залитая солнцем с вылезающими из-за дымки горизонта горами опьяняет. Первая, вторая, третья, на разгоне колесо в принципе не выходит из пробуксовки, то и дело, требуя парирования траектории рулем. Управляемый занос? Через раз, да, через раз – разворот на 180 градусов, слишком скользкий лёд и слишком мало шипов для большего.

Но так ли нужно пресловутое «большее» для фрирайда? Полагаю, дополнительное количество эндрофинов человеческий мозг просто не переварит и, войдя в допаминовый резонанс, просто прекратит свою деятельность, ну или уйдет в нирвану, в зависимости от того, во что покойник верил при жизни.


Зимний Байкал – рай для специалистов по эрон-дон-дон


При пробуксовке со старта, а иначе на этом льду и невозможно, ABS с ума сходит сразу. И это снимает необходимость отключать систему принудительно, ибо на таком покрытии от него никакой пользы, устойчивости сайдкару хватает и так, а тормозной путь короче на заблокированных колесах. Рекорд скорости? Пару часов мы просто наваливали боком, царапая девственный, сверкающий в солнечных лучах лед, а в перерывах просто валялись на нем, всматривались в причудливые белые трещины и не могли поверить, что все это случилось с нами.

Магия Байкала! Не знаю, кому пришла идея отправиться за лучшей локацией для рекордного заезда, но, погрузив мотоцикл в кузов, мы рванули в другое место, расположенное неподалеку. Хотелось добраться туда по льду, однако, Сергей от этой затеи отговорил – лёд по пути не самый безопасный и ехать лучше по берегу.


Цвета здешнего льда могут быть любыми, от светло-салатового и небесно-голубого до пепельно-черного


Увы, абсолютно идеального льда не нашлось и там, но новая локация оказалась ничуть не хуже. Здесь мы и приступили к тому, что условно решили считать главной целью, установке рекорда. BMW K1100LT 1992 года выпуска – мотоцикл далеко не самый быстрый, однако сотни сил вполне достаточно для того, чтобы увидеть на спидометре отметку в 200 км/ч. Коляска накладывает определенные ограничения, но если отключить здравый смысл, то разогнаться до 160 вполне реально, по крайней мере на асфальте.

На льду все иначе. Что бы я не делал, заднее колесо никак не хотело как следует хвататься за лёд, хотя, мотоцикл продолжал медленно ускоряться. Даже небольшие переметы влияли на траекторию, но радикально изменить её было невозможно ни мне, ни окружающей действительности – после 60 км/ч аппарат становился абсолютно неуправляемым. Ощущения за рулём напоминали спуск с горки в каком-нибудь аквапарке, ты летишь вниз с бешеной скоростью и совершенно ничего не контролируешь, полагаясь лишь на волю случая и строителей, соединявших секции трубы.


Даже трогаться на льду непросто, чего уж говорить про повороты и торможения!


Впрочем, руль теряет функции не до конца, им постоянно приходится подруливать, компенсируя увод кормы то в одну, то в другую сторону. Стрелка спидометра, черпающего знания в трансмиссии, сходит с ума – 160, 180, 200, ощущается скорость еще мрачнее, но GPS навигатор Neoline Moto 2 цинично констатирует реальность – 94,8 км/ч все, на что ты способен, парень. Именно на этой отметке сила, толкающая мотоцикл вперед сравнивается с сопротивлением воздуха. И пусть мощности мотора достаточно, чтобы продавить атмосферу сильнее, возможности шипов этого сделать не позволяют. Увы.

Впрочем, все равно никто не ездил на колясыче по русскому льду быстрее, по крайней мере, доказательств этого факта я пока не встретил, так что рекорд, условно, можно считать установленным, чтобы там не говорили жадины из Книги рекордов России. И пусть смысла в нем не больше, чем в любом другом рекорде, первая задача выполнена.


Кому нужны рекорды, когда под ногами такие узоры?


Спасибо людям, разделившим со мной эту сумасшедшую поездку, а так же компаниям, побаловавших нас своими ништяками: MotodaRT за комплект из двух кроссовых колес Mitas, «Байк Ленд» за зимний снегоходный шлем LS2, Promoto за теплый комбинезон и перчатки Revit, мотосервис NWS за подготовку мотоцикла, компании Mitsubishi (ММС РУС) и УАЗ за предоставленные автомобили. Отдельное спасибо Центру туризма «Горизонт» за помощь в съёмках и организации экспедиции.

Конец? Не совсем, из-за очень уж большого объема текста мы решили разбить его, как наше видео, на две части. Вторая уже на подходе, и, уверяю, ни чуть не хуже первой.


Подпишитесь на обновления журнала Омоймот Вконтакте, на Facebook, в Twitter, Youtube или Google+, чтобы первым узнавать о новостях из мира мотоциклов.

11
Написал
Fedotov 24 марта 2018 в 00:09

Комментарии7

Невероятная поездка получилась, виды безумные, тоже хочу на Байкал:(

snt 24 марта 2018 в 00:32
0

Шикарно! З - зависть (белая конечно же)! Ждём продолжения.

Только не допаминовый, а дофаминовый. Допамин это медицинский препарат, а дофамин - один из так называемых "гормонов счастья".

А шипы какой длины ставили? Судя по фоткам, коротковаты для голого льда. Ну и маловато их, надо было по 2 в шашку ставить.

Cyrix 24 марта 2018 в 01:34
1

Cyrix, шипы гудгрип. Сзади шиповал не я, там по одному в шашке, спереди я - там по два на шашку, но этого так же мало. Шиповать надо было кровельными дюбелями так, чтоб ничего кроме шипов льда не касалось, а так - увы. Но учитывая, что это путешествие для меня стало одним большим провалом, сотканным из череды мелких и досадных неудач, можно расслабиться)

И да, дофамин. Надо тебе с такой головой к нам в корректоры идти)

Fedotov 24 марта 2018 в 01:45
0

Fedotov, у BestGrip есть разной длины шипы. 

Cyrix 24 марта 2018 в 01:51
0

Cyrix, очень похоже на крайний справа)

Fedotov 24 марта 2018 в 02:10
0

Fedotov, да ну, не может быть. У него выступающая часть всего 1 мм, как на легковушках.

Для голого льда нужно миллиметров 7 выступающая часть, если говорить о лёгких мотоциклах. С учётом веса Красной Акулы, я думаю, 5-6 тоже уже приемлемо держали бы. Та резина, что у вас, довольно мягкая, а шипы при нажатии вжимаются. Нужен запас по длине. Ну и количество тоже роялит, конечно. Но всё равно довольно неплохой результат.

Этой же зимой парочка из Барнаула на HD с коляской ездили на Байкал, они на раллийной авто-резине шипы чуть ли не до 1 мм спилили, в результате на льду скорость была всего 25-30 км/ч. Они правда до Байкала своим ходом из Барнаула ехали на этой же резине и по пути сцепу ушатали.

Cyrix 24 марта 2018 в 02:45
0

Fedotov, строго говоря дофамин и допамин это одно и то же (Dopamine), просто у нас гормон принято через "Ф" писать, потому что есть зарегистрированный препарат Допамин, чтобы не путаться.

Я просто буквально на днях читал статью, где рассуждалось о связи между уровнем дофамина и конформизмом. Типа чем больше дофамина, тем больше тяга быть частью стада как все. Любопытная гипотеза. Интересно, на сколько она научная...

 

Корректором я бы с удовольствием поработал, но за это платят копейки, к сожалению. (((

Cyrix 24 марта 2018 в 02:04
0
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавлять комментарии

Вас могут заинтересовать: